Дидактическое пособие «Кубик блума. Овощи» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Попова Дарья Геннадьевна | |||
26.03.2024 17:45 | |||
Дидактическое пособие «Кубик блума. Овощи» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26» Воспитатель: Попова Дарья Геннадьевна Актуальность. Цели современного дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, ориентированы на принцип «учить не науке, а учить учиться». В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами познания окружающего мира. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая речь у детей дошкольников — явление очень редкое. А как развивать в ребенке навыки критического мышления, словарный запас, диалогическую и монологическую речь? Ведь мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к школе.
Так в современной педагогике появилась модель «4К», которая предполагает развитие, таких качеств в человеке, как:
Работая в режиме данной модели, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя современные приемы, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск. Итогом встает проблема: как совершенствовать в ребенке познавательное развитие, развить критическое мышление и в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей. Пояснительная записка. Изучая методическую литературу по данному вопросу, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления — разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется «Кубик Блума». Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную (Знаю), психомоторную (Творю) и аффективную (Умею). То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Методическая ценность. Активное применение кубика Блума в работе с детьми, позволит познавательное развитие детей будет совершенствоваться. Дети будут пополнять свой словарный запас, самостоятельно искать пути решения к проблеме, неординарно отвечать на вопросы, работать в коллективе. Область применения. Совместная игровая деятельность педагога с подгруппой детей; индивидуальная работа; самостоятельная. Пособие дает возможность эффективно организовать педагогический процесс: позволяет успешно решать обучающие и развивающие задачи. Возраст детей. 3+ Материал. Бумага, пластик. Оборудование. Кубик блума. 6 игровых граней Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: «Назови»; «Почему»; «Объясни»; «Предложи»; «Придумай»; «Поделись» по теме: овощи Цель: Совершенствование познавательного развития у детей дошкольного возраста с использованием приема «Кубик Блума». Задачи:
Игра №1 «Поделись» Грань «Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей Поделись, какие овощи ты любишь больше всего? Почему? Игра№2 «Назови» Грань «Назови» — Ребёнку предлагается назвать одним словом изображения на грани. Игра№3 «Объясни» Грань «Объясни» — Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему с разных сторон. Объясни, где растут овощи? Игра №4 «Придумай» Грань «Придумай» — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Придумай, что будет, если совсем не есть овощей? Игра №5 «Предложи» Грань «Предложи» — Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. Как нужно ухаживать за огородом? Игра №6 «Почему» Грань «Почему» — Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Почему нужно тщательно мыть овощи? Конспект НОД по познавательно — речевому развитию во второй младшей группе: Тема: «Овощи» Цель: Создание условий для расширения представлений детей об овощах, описания их внешних характеристик. Задачи: Обучающие: закреплять умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и величину. Различать овощи по внешнему виду; учить составлять элементарные описания овощей (предложения из 5-6 слов). Упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных названий овощей. Развивающие: развивать речь, память, внимание. способствовать сенсорному развитию и слуховому восприятию. Воспитательные: воспитывать детей быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом. Оборудование: муляжи овощей, корзина, «чудесный мешочек», наглядные пособия с изображением овощей, раскраска морковь, мягкая игрушка заяц, кубик Блума «овощи». Предварительная работа:
- сюжетно — ролевая игра «Магазин овощей» Ход занятия. Организационный момент. - Ребята, сегодня к нам в гости придет необычный гость. А, чтобы узнать, кто это, надо отгадать загадку: «Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку». Ответы детей. Правильно зайка. Давайте, позовем его тихо «Иди к нам, зайка». Теперь погромче. (Дети здороваются). Посмотрите, ребята, на зайчика. Какого цвета зайка? (Белого). Погладьте, какой он? (Мягкий, пушистый, теплый). Что у него есть? (ушки, хвостик…) Какие у него уши? Какой хвостик? - Посмотрите, ребята, а зайчик хочет с нами поиграть в игру ( «Чудесный мешочек») Игра «Чудесный мешочек». Попросить детей, не заглядывая в мешочек, на ощупь, угадать, какой овощ там лежит. - Молодцы, все угадали. Как можно одним словом назвать все это? Ответы детей. Игра «Назови ласково». Огурец-огурчик Помидор-помидорчик Лук-лучок Картошка –картошечка Воспитатель. Ребята, зайчик хочет с вами поиграть, он будет прятать овощи Игра «Назови, чего не стало?» Зайчик предлагает детям подойти к столу, на котором лежат муляжи овощей. - Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, а Зайчик уберет один, а вы скажете, чего не стало. Проводится игра «Назови, чего не стало». - А теперь, давайте, покажем зайчику, как мы собираем урожай. Динамическая игра «В огороде». В огороде мы гуляем, Помидоры собираем. Помидоры хороши – Наедимся от души Дети, держась за руки, идут по кругу Сжимают и разжимают пальчики Поглаживают свой живот. В огороде мы гуляем, Огурцы мы собираем. Огурцы хороши – Наедимся от души. Дети, держась за руки, идут по кругу Сжимают и разжимают пальчики, Поглаживают свой живот. В огороде мы гуляем, Морковь, репу собираем. Морковь, репа хороши – Наедимся от души. Дети, держась за руки, идут по кругу Сжимают и разжимают пальчики Поглаживают свой живот. - Что мы собрали в огороде? Ответы детей - Ребята, а вы знаете, какие овощи любит зайчик? Ответы детей. Воспитатель. Какого цвета морковка? Ответы детей. Воспитатель. Какого цвета капуста? Ответы детей. - Подарим нашему гостю его любимое лакомство. Для этого мы присядем за стол и раскрасим ему угощение. Какого цвета мы возьмем карандаши, чтобы разукрасить морковку и капусту? Ответы детей. Дидактическая игра «Кубик Блума. Овощи». Практическая часть: Раскраска «морковь» и «капуста» по выбору детей Итог занятия. Нашему зайчику пора собираться домой. Попрощаемся с ним. (Дети прощаются с зайцем). - Кто приходил к нам сегодня в гости? - Что он нам принес в подарок? - Какие овощи выросли у него на огороде? - В какую игру вам понравилось сегодня играть?
|