Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сэндплей.
Занятия с детьми
Автор: Шиморянова Елена Николаевна   
06.03.2024 17:45

Сэндплей.Сэндплей.

Автор: Шиморянова Елена Николаевна.

Познание

Детство, песочница, куличи, берег моря или озера, замки из песка, отдых, игра, беззаботность, радость, интерес, возможность изменений. Желание и готовность изменить свою жизнь приводит человека к психологу. В песочнице мы можем создавать свои миры из песка, видеть некую модель мира, что является отражением нашего образа-Я и стремления к изменениям.

Все мы родом из детства и помним игры с песком, это очень сильно объединяет детей и взрослых, людей разной культуры и национальности.

Песочная терапия- это погружение в мир детства. Песочная терапия помогает нам узнать о себе чуть больше, помогает нам проложить символическую «дорожку», которая поможет прийти нам к пониманию и принятию себя, своей жизни.

 

Песочная терапия или сендплей – это особый способ общения с миром, со своим внутренним «Я», это способ разрешения внутренних психологических конфликтов и обретение целостности.

Применение песочной терапии помогает понять глубинные, неосознаваемые переживания, на символическом уровне. Здесь свобода творчества и фантазия помогают раскрепоститься, ребенок проигрывает свои сложные жизненные ситуации, самостоятельно, либо с помощью психолога находит выход из затруднения. Результат такой деятельности приводит к:

  • повышению самооценки и веры в собственные силы,
  • развитию творческого потенциала, формированию коммуникативных навыков;
  • развитию когнитивных процессов;
  • гармонизации психоэмоционального состояния;

Работа в песочной терапии помогает осознать свои границы, почувствовать личное пространство другого человека. Очень многие проблемы в будущем связанны со сложностями осознания и видения своих границ. Корни этой проблемы и многих других, лежат в детстве, когда ребенок только учится устанавливать контакт с внешним миром. Ограниченное пространство терапевтической песочницы, помогает ребенку, учится устанавливать свои границы. Почувствовать, что с разными людьми они могут быть гибкими, учиться держать дистанцию, если это необходимо. Заборы, стены, борта песочницы в вымышленных картинах мира для ребенка – очень ярко показывает, от чего он отгораживается, чего избегает. Что мешает ему быть свободным и открытым.

Автором метода песочной терапии швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф. По мнению автора, главным принципом, положенным ею в основу психологической работы, является «создание свободного и защищенного пространства», в котором ребенок -может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, непонятные или тревожные, в полнее осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира вовнешний и делается зримым». Говоря другими словами, это некая модель наших вытесненных эмоций, нашей боли страхов и тревог. Скрытое бессознательное преобразуется в осознаваемое, песочная терапия помогает найти новые способы решения проблем, и использовать свои внутренние силы более конструктивно.

Этот метод может использоваться и как диагностика текущего состояния, психологических защит, вытесненных эмоций и неприятных мыслей, так и способ разрешения внутренних противоречий и невротических состояний.

С какими проблемами можно работать в песочнице с детьми? В песочнице можно прорабатывать такие вопросы, как:

  • Конфликтные взаимоотношения с родными, близкими, друзьями существующие в настоящем времени
  • Детско-родительские отношения (совместная работа родителя и ребенка);
  • Психосоматика;
  • Неприятные эмоциональные переживания: страхи, тревоги.
  • Агрессивность, «капризность», застенчивость и пугливость у детей;

И многие другие.

Приведу пример лишь нескольких эффективных упражнений песочной терапии:

Песочный дождик- цель регуляция мышечного напряжения, расслабление; развитие тактильно-двигательного восприятия. Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь.

Змейки-цель снять эмоциональное напряжение; развивать согласованность движений рук, мелкую моторику. Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Норки- цель учить совместному действию: развивать тактильно-двигательное восприятие. Инструкция: ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки-норки руками. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек-зайчиков, лисят, медвежат и пр.

Работая с Сэндплеем, надо много читать и интересоваться культурным наследием разных стран и народов, однако также верно и то, что культурные и языковые различия оказывались совершенно не важны для общения на языке души, настолько древнем, что иногда захватывало дух при одной только мысли, что через символическое мы прикасаемся к культурно-историческому пласту всего человечества.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год