Сэндплей. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Шиморянова Елена Николаевна | |||
06.03.2024 17:45 | |||
Сэндплей. Автор: Шиморянова Елена Николаевна. Познание Детство, песочница, куличи, берег моря или озера, замки из песка, отдых, игра, беззаботность, радость, интерес, возможность изменений. Желание и готовность изменить свою жизнь приводит человека к психологу. В песочнице мы можем создавать свои миры из песка, видеть некую модель мира, что является отражением нашего образа-Я и стремления к изменениям. Все мы родом из детства и помним игры с песком, это очень сильно объединяет детей и взрослых, людей разной культуры и национальности. Песочная терапия- это погружение в мир детства. Песочная терапия помогает нам узнать о себе чуть больше, помогает нам проложить символическую «дорожку», которая поможет прийти нам к пониманию и принятию себя, своей жизни.
Песочная терапия или сендплей – это особый способ общения с миром, со своим внутренним «Я», это способ разрешения внутренних психологических конфликтов и обретение целостности. Применение песочной терапии помогает понять глубинные, неосознаваемые переживания, на символическом уровне. Здесь свобода творчества и фантазия помогают раскрепоститься, ребенок проигрывает свои сложные жизненные ситуации, самостоятельно, либо с помощью психолога находит выход из затруднения. Результат такой деятельности приводит к:
Работа в песочной терапии помогает осознать свои границы, почувствовать личное пространство другого человека. Очень многие проблемы в будущем связанны со сложностями осознания и видения своих границ. Корни этой проблемы и многих других, лежат в детстве, когда ребенок только учится устанавливать контакт с внешним миром. Ограниченное пространство терапевтической песочницы, помогает ребенку, учится устанавливать свои границы. Почувствовать, что с разными людьми они могут быть гибкими, учиться держать дистанцию, если это необходимо. Заборы, стены, борта песочницы в вымышленных картинах мира для ребенка – очень ярко показывает, от чего он отгораживается, чего избегает. Что мешает ему быть свободным и открытым. Автором метода песочной терапии швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф. По мнению автора, главным принципом, положенным ею в основу психологической работы, является «создание свободного и защищенного пространства», в котором ребенок -может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, непонятные или тревожные, в полнее осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира вовнешний и делается зримым». Говоря другими словами, это некая модель наших вытесненных эмоций, нашей боли страхов и тревог. Скрытое бессознательное преобразуется в осознаваемое, песочная терапия помогает найти новые способы решения проблем, и использовать свои внутренние силы более конструктивно. Этот метод может использоваться и как диагностика текущего состояния, психологических защит, вытесненных эмоций и неприятных мыслей, так и способ разрешения внутренних противоречий и невротических состояний. С какими проблемами можно работать в песочнице с детьми? В песочнице можно прорабатывать такие вопросы, как:
И многие другие. Приведу пример лишь нескольких эффективных упражнений песочной терапии: Песочный дождик- цель регуляция мышечного напряжения, расслабление; развитие тактильно-двигательного восприятия. Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь. Змейки-цель снять эмоциональное напряжение; развивать согласованность движений рук, мелкую моторику. Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки. Норки- цель учить совместному действию: развивать тактильно-двигательное восприятие. Инструкция: ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки-норки руками. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек-зайчиков, лисят, медвежат и пр. Работая с Сэндплеем, надо много читать и интересоваться культурным наследием разных стран и народов, однако также верно и то, что культурные и языковые различия оказывались совершенно не важны для общения на языке души, настолько древнем, что иногда захватывало дух при одной только мысли, что через символическое мы прикасаемся к культурно-историческому пласту всего человечества.
|