ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ИГРА |
Занятия с детьми | |||
Автор: Мовсисян Маргарита Юрьевна | |||
10.02.2024 15:20 | |||
ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ИГРА Мовсисян Маргарита Юрьевна воспитатель ГБОУ Школа №1222 Аннотация. В данной статье описан пример создания условий для развития сюжетно-ролевой игры, как средство социализации детей. Только при соблюдении таких условий, при тактичном руководстве со стороны взрослого игра ребенка станет средством развития полноценной, гармоничной личности. В повседневной жизни, услышав слово «игра», мы подразумеваем что-то несерьезное, веселое, развлекательное. Но для на, специалистов, педагогов, слово «игра» имеет огромное значение, несет в себе глубокий смысл.
Ученые давным-давно заняты изучением детских игр, их классификацией, перечнем, влиянием на детское развитие. Бесспорно, доказанным является тот факт, что только в игре появляются важнейшие психические новообразования (развивается речь, мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, преодолевает страхи и многое другое). Ребенок и игра- это единое целое, нераздельный многоликий мир, со своими особенностями. Ребенок произносить слово «как будто бы» и погружается в мир фантазий, живет в нем[1]. В детских игах все «не по, настоящему», поэтому ребенок может преодолевать психологические барьеры, страхи, может реализовать свои потребности, раскрепоститься. Он начинает творить, воображать, фантазировать, создавая свой мир, в котором нет стереотипов, условностей и назиданий. Детских игр много, их классификации известны. Нам бы хотелось остановиться на сюжетной игре – как носителе наибольшего развивающего эффекта. Но хотелось бы подчеркнуть важнейший факт: игра не возникает сама по себе. Кто-то должен деликатно «руководить» ею, ввести ребенка в мир игры, увлечь игрой[2]. В детских садах, для возможности развития сюжетной игры, педагог создает определенные условия, оснащает предметную среду[3]. К сожалению, современным детям самостоятельно трудно организовать игру. В данной статье хочется поделиться собственным опытом проведения сюжетно-ролевой игры «Поликлиника». Ставятся цели и задачи: Учить детей организовывать массовые сюжетно-ролевые игры, совместно развертывать игру, согласовывать замысел. Ознакомить с работой врачей-специалистов способом передачи опыта старших дошкольников младшим, обогащение словаря детей, ознакомление с социальными явлениями. Закреплять умения выполнять различные роли, используя атрибуты по сюжету. Побуждать самостоятельно изготавливать атрибуты для игры, оборудовать игровое пространство с учетом замысла, использовать в игре знания об окружающей действительности, поощрять творчество и использование предметов-заместителей, воображаемых предметов. Развивать коммуникативные навыки детей, умения вести ролевые диалоги и полилоги. Воспитывать положительные чувства, нравственные качества — забота о младших, доброжелательность; формировать взаимоотношения взаимопомощи и сотрудничества, уважение к труду взрослых. Для проведении игры необходимы материалы и оборудование. В поликлинике:
В ветеринарной лечебнице:
Предварительная работа с детьми:
Подготовка медицинских карт:
Подготовка бланков направлений, рецептов. Склеивание коробочек для лекарств для аптеки, изготовление из картона имитаций лекарств, таблеток, наполнение баночек пластилином — мазь, водой — капли, горчичники — бархатная бумага, подбор предметов-заместителей и т.п. 10. Медсестра готовит кислородный аппарат для коктейля или воду с детским бальзамом для процедурного кабинета (кислород, воду с бальзамом будет выдавать взрослый-медсестра сада согласно направлениям врачей-детей, учитывая кому из играющих что выдано). Участники игры:
Роли врачей. В поликлинике: Регистратор в регистратуре -1 человек:
Педиатр (детский врач) и медсестра — 2 человека:
Кардиолог -1 человек:
Окулист — 1 человек:
Логопед — 1 человек:
Массажист -1 человек:
Процедурный кабинет — медсестра 2 человека:
Лор-1 человек
Фармацевт в аптеке — 1 человек:
Дежурный врач — администратор — роль играет взрослый (воспитатель группы):
В ветклинике. Регистратор -1 человек:
Ветеринары — 2 человека:
Медсестра -1 человек:
Предлагается выбирать место проведения — спортивный зал- поликлиника, в помещении рядом — ветклиника. Ход ИГРЫ. 1. Подготовительный этап, (в группах). Дети договариваются о развертывании сюжета. В старшей группе воспитатель предлагает детям организовать игру «Поликлиника» и провести диспансеризацию для детей подготовительной группы и остальных детей своей группы, а позже и для детей младшей группы. В подготовительной группе воспитатель предлагает детям на выбор: организовать игру «Ветеринарная лечебница» или пойти в поликлинику на диспансеризацию. Распределяют роли. Ветеринары приглашают детей младшей группы полечить в ветклинике любимых зверюшек- игрушек. Остальные дети отправляются на диспансеризацию в поликлинику сами. По мере развертывания сюжета все дети детского сада посетят и поликлинику и ветклинику. Дети распределяют роли, готовят игровое пространство, набирают нужные атрибуты или предметы-заместители. (Также приветствуется использование воображаемых атрибутов.) Работу Поликлиники и Ветклиники координируют администраторы — воспитатели групп. 2. Дети старшей группы (врачи) приглашают остальных детей своей группы и детей подготовительной группы посетить поликлинику и пройти диспансеризацию для того, чтобы получить справку о здоровье и возможности посещать детский сад. Врачи занимают свои «рабочие» места в заранее подготовленных «кабинетах». 3. Дети-посетители приходят в поликлинику и, получив карточку в регистратуре, проходят обследование у всех врачей-специалистов по отмеченному в медкарте списку (каждый врач имеет свой цвет, рисунок- символ, которым обозначен и кабинет, и страничка в медкарте), врачи по окончании приема делают отметки на соответствующих страничках медицинских карт. Малышам младшей группы помогают воспитатели или старшие дети (по желанию) вести диалоги и ориентироваться в сюжете. Взрослые-гости также приглашаются на диспансеризацию и проходят обследование у врачей-детей. Здесь особо важно игровое творчество со стороны взрослого, умение вести ролевые диалоги, введение проблемных ситуаций. 4. Параллельно начинает работу в соседнем помещении ветеринарная клиника. Регистратор ветклиники предлагает детям младшей группы принести из группы любимые игрушки (зверюшек) и посетить врача-ветеринара, чтобы полечить зверюшек, заполнить для них ветпаспорта и сделать профилактические прививки. 5. Когда пройдены все врачи в поликлинике — посетители поликлиники сдают карту обратно в регистратуру и получают взамен справку «Здоров. Детский сад посещать может». Далее администратор поликлиники напоминает, что рядом есть ветеринарная лечебница иможно прийти на осмотр или прививку вместе со своими питомцами. 6. Можно также объявить в поликлинике пересменок. Дети-посетители уходят в группу. Администратор предлагает всем врачам сделать производственную зарядку, потом предлагает им вместо обеда кислородный коктейль или воду с сиропом — вкусно, легко и полезно! Далее на роль врачей выбирают других детей старшей группы. Администратор предлагает выбрать карточки с нарисованными цветными ключами — какой цвет ключа — роль такого врача досталась, т.к. у каждого врача свой цвет кабинета и странички в медкартах. Игра продолжается далее с детьми другой группы. Заключительный этап. Подводится итог игры. Все желают друг другу здоровья. Дети убирают игровое пространство, складывают атрибуты, костюмы. Таким образом, ребенок погружается в мир сюжетно ролевой игры. В понятной и приемлемой для себя форме знакомиться с социальной действительностью. Взрослый тактично и опосредованно направляет ребенка в нужное русло. Список литературы:
|