Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия с детьми
Автор: Хорунжина Нина Васильевна   
01.02.2024 13:31

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Хорунжина Н.В. (г. Усть-Илимск)

Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые предметы. Большое значение для развития ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Ещё до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую ребенок попадает с момента рождения. В любом предмете заложен социальный опыт, отражен уровень развития общества, технического прогресса. В предметах материализован многовековой опыт человечества, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях.

 

Дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта. Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу до-школьного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменения предметов человеком.

Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности ма-ленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: теплый, хо-лодный, гладкий. Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром, в котором он живет (предметно развивающая среда: рассматривание, обследование предметов)

Данное обстоятельство порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогаща-ет содержание социального опыта и влияет на его всестороннее развитие.

В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром все-гда считалось одной из важнейших задач, для решения которой выдвигались разные сис-темы ознакомления детей с предметами известных прогрессивных деятелей в области пе-дагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой).

На современном этапе дошкольной педагогики эта проблема не утратила своей ак-туальности. Особое место в области изучения предметного мира занимают идеи отечест-венных исследователей А.Н. Леонтьева, С.П. Новоселовой, В.Я. Кисленко, О.В. Дыбиной, рассматривающих предмет как орудие предметной, игровой деятельности ребенка, как источник познания творчества взрослого. Иной подход к предмету осуществляют Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина, Г.Н. Пантелеев и др., они указывают, что «предмет является средством эстетического воспитания дошкольников, который формирует чувство благодарности к взрослому за заботу, уважительное и бережное отношение к результатам труда».

Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, О.С. Ушакова справедливо считают, что предмет по-мимо всех прочих характеристик, является объектом работы по развитию речи у детей всех возрастных групп. Необходимо так же отметить роль исследований А.М. Леушиной, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова в изучении предмета, как средства для развития сенсорных способностей.

Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности ма-ленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через

предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый. Ребенок овладевает способами

действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир.

Именно в формировании представлений о предметном мире возникает познава-тельная активность. Таким образом, изучив научно – методическую литературу, были сделаны следующие выводы: предметный мир, окружающие ребенка вещи имеют особое значение в развитии дошкольника, складываются первые эмоциональные предпочтения. Предметный мир вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обо-гащает содержание опыта и влияет на всестороннее развитие. Через предметный мир рас-крываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также сущностная: дарование, характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых. Формирова-ние у дошкольника представлений о предметном мире охватывает все стороны воспита-тельно-образовательного процесса и является значимой и актуальной.

Началом углублённой и систематической работы по данной проблеме послужили мои наблюдения за детьми. Результаты, которых заставили меня задуматься: дети плохо группировали, классифицировали предметы по общим признакам, испытывали затрудне-ния при определении предметов рукотворного и природного мира, не проявляли интереса к истории, не могли объяснить целесообразность преобразовательной деятельности человека. Исходя из этих данных, было сделано заключение о недостаточнойсформированности познавательного интереса к предметному миру у детей.

Таким образом, осознавая важность проблемы формирования интереса к предмет-ному миру, мною была определена цель: разработать систему работы по формированию представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью были сформированы следующие задачи:

Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.

Формировать представление в игре о предметах, облегчающих груд людей на про-изводстве; об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице.

Расширять представления детей о процессе создания предметов. Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов.

Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий. В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольно-го образования заложено, чтобы реализация Программы происходила в формах, специфи-ческих для детей данной возрастной группы. Поэтому работу с детьми по формированию представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возрастаосуществляла, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

После изучения литературы, первым, что я сделала — критически посмотрела на развивающую среду и увидела недостатки её наполняемости и размещения. Поэтому творческий подход к созданию предметно — развивающей среды был определён, как пер-вое условие для стимулирования действий по развитию представлений детей о мире предметов. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлече-ны процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к

исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

Чтобы всем участникам воспитательно-образовательного процесса было удобно, пространство разделила условно на зоны: зона спокойной деятельности, зона активной деятельности, рабочая зона. Особое место отвели рабочей зоне, так как в ней организуется продуктивная деятельность, совместная и самостоятельная познавательно – исследова-тельская деятельность, а также свободная деятельность детей по интересам, связанная с формированием представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста. В спокойной зоне есть специальный центр, в котором для расши-рения кругозора о мире предметов находятся разные энциклопедии познавательного со-держания; иллюстрированный материал по обобщающим темам, для формирования пред-ставлений детей о предметах рукотворного мира, об истории вещей, о различных мате-риалах. Среди компонентов предметно-пространственной среды в нашей группе имеются познавательные центры, информационное поле, стена творчества. Особенную ценность в моей работе имеет организация микроцентра «мастерская по ремонту», в который можно поместить стимуляторы творческих проявлений.

  • картинки, на которых изображены предметы с отсутствующей частью или дета-лью, и картинки с изображением этой части или детали (их нужно соединить);
  • картинки, на которых изображены предметы, и схематическое изображение этих же предметов с какой-либо недостающей частью или деталью (нужно дорисовать); • картинки с контурным изображением предметов (для каждого ребенка), разрезные картинки с изображением частей этих предметов; • картинки с изображением предметов (велосипеда, компьютера, фотоаппарата, телефона и т. д.), разрезанные на структурные части (или детали, мозаика), и т. д.

Работая в микроцентре, дети постоянно оказываются в позиции мастеров: понима-ют, что без недостающей части или детали предмет трудно использовать; самостоятельно устанавливают причинно-следственные связи между функцией, назначением и строением; объясняют, что отсутствие детали нарушает способ употребления предмета; сопоставляют в предмете часть и целое; воссоздают предмет. Такие действия готовят дошкольников к преобразованию предмета, изменению и совершенствованию частей и деталей, которые делают вещь оригинальной, не похожей на другие.

В течение учебного года в соответствии с подходами, определёнными Федераль-ными государственными требованиями материал микроцентра обновляем на основе ком-плексно-тематического принципа. Расширяли и уточняли представления детей о предмет-ном мире при изучении лексических тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Материалы и инструментыи т.д. Потребность ребенка в игровой деятельности удовлетворяли через разные виды игрушек (условные, предметы-заместители). В трудовой — через орудия труда, в художест-венной – через наглядно – информационные предметы, облегчающие художественное восприятие, и комплект предметов, составляющих оснащение продуктивной деятельно-сти.

В рамках тематической недели «Осень» игровые уголки обновили новыми атрибу-тами и содержанием. В сюжетно- ролевой игре «Магазин» появился новый отдел «овощи-фрукты», для «Больницы» баночки с витаминами, сиропами для профилактики простуд-ных заболеваний и т.д. В уголке творчества появились образцы поделок из природного материала на осеннюю тематику, репродукции художников, фотографии в рамках, отображающих разное состояние осени.

Таким образом, созданная в группе предметно — развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от возраста и интересов детей, а также от уровня форми-рования представлений о предметном мире в соответствии изучаемой темы. Обновление содержания предметной среды в нашей группе влияет на расширение и разнообразие дея-тельности педагогов и детей. Воспитанники с интересом знакомятся с новымипредметами, пробует свои силы в той или иной деятельности. Среда стимулирует у старших дошкольников любознательность, самостоятельность, инициативность, общительность и доброжелательность.

Большую роль в познании ребенком предметного мира играют дидактические игры (игры с предметами, настольные печатные игры и словесные). В первую очередь использую игры, с помощью которых формируют умения выделять существенные признаки предметов: «Отгадай-ка", «Что предмет расскажет о себе?», «Что былобы, если бы…". Применяю игры для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильное умозаключение; «Похож — не похож", «Что лишнее?», «Узнай, что изменилось?».

Включаюигры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифициро-вать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», и др. Применяю игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Ле-тает — не летает» и др.

Для того чтобы научить детей изменять и творчески преобразовывать предметы, использую серию игр-преобразований, к которой относятся игры «Используй по-другому», «Назови по-другому», «Сделай по-другому», «Можно — нельзя». Кроме то-го, через игру учим детей изменять предмет и в вербальном плане. С этой целью использу-ем игры» Эволюция предметов», «Соедини детали — получи новый предмет», «Кто инте-ресней закончит рисунок», «У кого получился самый необычный предмет»

Мною разработаны игры-занятия, направленные на формирования у детей умения вычленять существенные признаки предметов, понимать причинно-следственные связи между материалом и назначением предметов, а также понимать потребность людей в их преобразовании. Например, «Путешествие в прошлое иголки, вилки…», «Что носили в старину», «История русской куклы», День рождения посуды» и т.д. Придаю большое значение общению с детьми в повседневной жизни. В разных жизненных ситуациях и в беседах, обсуждаю отдельные явления действительности, ак-центирую внимание на отношении к предметному миру. В беседе на тему «Какая вещь будет больше радовать вас, ваших друзей, взрослых?» дети обращаются к своему опыту: «Новая и красивая вещь», «Интересная вещь всех радует», «Мою маму радует вещь, кото-рую сделала я сама», «Будет радовать та вещь, которая нужна людям».

Понимание многообразия окружающей действительности и ее осознание происхо-дит легче, если перед детьми предметный мир предстает сгруппированным по каким-либо существенным основаниям. Удовлетворять детскую любознательность, вовлекать ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет метод составления коллекции.

Особую ценность в работе имеют разнообразные коллекции, собранные и оформ-ленные детьми и взрослыми в совместной деятельности:

  • по тематике: «Материалы» (дерево, ткань, бумага, глина и т. д.), «Путешествие в про-шлое предмета», «Предметы рукотворного мира»;
  • по материалу: «От глины до фарфора», «Песчаные чудеса», «Из чего построен дом» и т. д.;
  • по решаемой задаче: для формирования представлений, их систематизации (про-мыслы: «Гжель» «Хохлома» «Дымковская игрушка»); установления взаимозависимостей ( «Жилища в разных природных условиях»; «Человек + Природа = Удивительные вещи»); понимания ретроспективы и перспективы предметов ( «Куклы», «Шляпы», «Очки», «Счетные приборы») и овладения действиями различного характера ( «Невероятные пре-вращения коробочки, пластиковой бутылки» и т. д.);
  • по способу использования: «Наши помощники в быту», «Коллекция машин спе-циального назначения».

Важной и интересной частью работы по данной теме, на мой взгляд, является озна-комление детей с прошлым и настоящим знакомых предметов, а также с их будущим. На примере историй предметов посуды, мебели, одежды, туалетных принадлежностей и т. п. расширяю представления детей о том, как выглядели эти вещи в далёком прошлом, как человек, удовлетворяя свои потребности, изобретал, преобразовывал и усовершенствовал предметы для своих нужд, а идеи заимствовал у природы.

Образовательная деятельность такого типа проходит в форме игр — путешествий в прошлое предмета на «Машине времени», например, «Путешествие в прошлое стула», «Путешествие в прошлое часов, одежды, куклы» и т. п. В процессе исторического позна-ния ребенок осваивает мир предметов, постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, достраивает предметный мир.

Особенно следует подчеркнуть воспитательно-образовательную функцию мини-музея, его значимость для формирования представлений об истории создания предметно-го мира у детей старшего дошкольного возраста. Так, изучая лексическую тему «День За-щитников Отечества», мы собрали вещи, принадлежащие защитникам отечества, имею-щими историческое значение: форму, нагрудные знаки, грамоты, награды, армейские аль-бомы и т.д. При сборе материалов дети встречались с ветеранами, солдатами, беседовали с ними, узнавали много нового и интересного. Помимо закрепления и расширения имею-щихся у ребенка знаний об истории создания предметного мира, в игре мы используем экспедиций, виртуальных экскурсий. Технология организации экспедиций позволяет до-школьникам самостоятельно принять решение о путешествии и стать активным участни-ком экспедиции в древний мир, мир автомобиля, текстиля и т.д. Обогащают жизненный опыт детей, расширяют их кругозор посещение краеведческого музея, выставочного за-ла. Прекрасным современным средством являются DVD-диски с записью виртуальных экскурсий на темы «Швейная машина», «История возникновения посуды, книги», «Путе-шествие в прошлое пылесоса», «Мужская и женская одежда» и т.д.

Преобразующая деятельность взрослых, их творческое начало наглядно представ-лены в том, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от потребностей в нем людей. Эмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем у ребенка, чувство восхищения теми превращениями, которые происходят в результате труда человека, появляется эмоционально-положительное отношение к человеку и результату его труда. Изучая лексическую тему «Профессии», вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, провела экскурсию в процедурный кабинет. Где дети узнали, что в процедурном кабинете имеется: бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку, в мастерскую к плотнику, в магазин, почту, дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям.

Обогащая и конкретизируя представлений детей, организовывала выставки изде-лий (вышивки, вязаных вещей и т. д.). В ходе беседы акцентировала внимание детей на том, сколько творчества, умения, любви к своему делу проявляют взрослые, чтобы полу-чились такие красивые изделия, например, «Ребята, посмотрите, какие красивые вещи! Сколько любви, творчества вложено человеком в каждую вещь. Как вы думаете, если бы изделия могли разговаривать, что они рассказали бы о своих создателях?». Такие обраще-ния вызывают у детей повышенный интерес не только к предметам, но и к их создателям и преобразователям.

Для развития познавательной активности ребёнка при формировании представле-ний об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста ши-роко использую метод творческих заданий. Например, при организации изобразительной деятельности использую творческое задание «Нарисуй предмет будущего», «Игрушки будущего», «Чем твой будущий предмет отличается от настоящего?» Для активизации исследовательской позиции ребёнка использую метод экспериментирования в исследова-тельской ситуации: «Сделай из этого что-нибудь», «Придумай, что с этим можно сде-лать?». Расширяя представления детей о материалах, как естественных, так и искусствен-ных:

ткань: ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж;

металл: медь, бронза, серебро, алюминий, сталь, жесть;

дерево: фанера, доска, бревно; пластмасса, полиэтилен, пластилин).

Для расширения представления о материалах и их свойствах и качествах организо-вывала игры-эксперименты, игры-опыты: «Мир металлов», «Чем подковать лошадь?», «Мир ткани». Что такое бетон». Для решения перечисленных задач, мною были разрабо-таны игры-эксперименты, игры-опыты: «Родственники стекла», «Мир бумаги», «Мир ткани», «Вкусный опыт», «Коробка с секретом» и т.д.

На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможно-сти самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или про-блем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Формируя представления об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста, использовала ролевые, игровые и творческие, информационные проекты, например, «Моя любимая чашка», «Родословная куклы» и др.

Показывая детям, как человек изменял предметы, делал их более удобными и по-лезными, применяла моделирующие действия. Детей знакомя с прошлым, настоящим и будущим предметного мира использую ленту времени или диаграмму эволюции предме-тов. Вместе с детьми применяя моделирующие действия, искали и находили варианты раскрытия связей в системах «человек-предмет», «ребенок -предмет». Рассматривая с детьми предметы, подчеркивала, что предметы — продукт творческой мысли человека. По-нимание этого очень важно для социального и творческого развития и становления миро-видения. Дети должны понять, что предметы создаются и преобразуются многими поко-лениями. Действия с моделированием, открывает детям новый способ преобразования объектов (соединение). Например, соединяя отдельные детали лыж и мотоцикла, они по-лучали варианты новых предметов и придумывают им названия.

Обсудить результат деятельности детей помогают аукционы, праздники преобразо-ванных вещей. На таких мероприятиях дети начинают по-другому смотреть на свой труд, понимать, что в каждой работе нужно проявлять творчество, радовать своей работой ок-ружающих людей, приносить им пользу. Это отразилось в высказываниях детей, в про-цессе работы ( «Руки должны быть добрыми, тогда поделка принесет радость»; «Работы должны быть разными, тогда они творческие» и т. п.).

Полноценная работа и положительный результат по формированию представлений о мире предметов, были бы невозможны без родителей — наших помощников и едино-мышленников, которые с радостью откликаются на все предложения, творчески подходят к порученному делу, предлагают и реализуют оригинальные идеи, с удовольствием участ-вуют в разнообразных мероприятиях.

В своей работе я применяю как традиционные формы работы с родителями (роди-тельские собрания, консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов, буклетов), так и нетрадиционные формы (защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах и массовых мероприятиях, выставка родительских работ «Бабушкин сундучок», «Новогодняя игрушка своими руками», «У мамы руки золотые», «Креативная снежинка» и т.д. Мною были разработаны конспекты совместных занятий «За кружкой чая», «История русского костюма». В работе с родителями использую различные формы работы: мини — музей «История одежды», «Что можно сделать из металла?», выставки познавательных плакатов и ширм «Истории обычных вещей», акции «Моя первая игрушка», «Яйцо – символ жизни». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Введение исторических знаний в содержание дошкольного образования придает, на наш взгляд, педагогическому процессу целостность и системность; позволяет проследить становление того или иного объекта в историческом развитии; расширяет образовательный кругозор, уровень социальной компетентности ребенка; формирует на основе ретроспективного подхода как метода познания и мышления; раскрывает роль человеческого фактора в общественном развитии, способствует повышению познавательной мотивации: пониманию необходимости, социальной значимости познания, стимулированию познавательных интересов и потребностей, стремлению к расширению собственного кругозора

Таким образом, подводя итог можно сказать, что представления об истории созда-ния предметного мира могут быть сформированы через определенную работу.

Выявление уровня сформированности представлений об истории создания пред-метного мира мною была использована диагностика и выделены следующие критерии и их показатели.

1. Осмысление предмета как результата деятельности взрослого:

  • умение называть предметы, сделанные руками человека
  • понимание детьми выражения «рукотворный мир»
  • понимание целесообразности создания взрослыми широкого круга предметов, их назначения удовлетворять потребности людей.

2. Умение видеть ретроспективу предмета:

  • понимание целесообразности преобразования человеком предметов
  • умение устанавливать логическую связь на основе последовательности и совер-шенствования предметов.

3. Способность прогнозировать будущее предмета:

  • проявление желания совершенствовать и преобразовывать предмет
  • степень самостоятельности детей при составлении замысла преобразования пред-мета
  • умение видеть возможные способы преобразования, совершенствование предмета и реализовать их
  • предпочтение виду преобразования (эстетическому, функциональному).

Анализируя результаты диагностики, я отметила положительную динамику в раз-витии воспитанников. Это связано с тем, что воспитатели и родители стремятся к дости-жению одной цели -формирование представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год