«Зачем играть в детском саду или роль игры в жизни дошкольника» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Мельникова Елена Михайловна | |||
14.01.2024 16:15 | |||
«Зачем играть в детском саду или роль игры в жизни дошкольника» Автор: Мельникова Елена Михайловна, воспитатель МОУ СОШ № 34 ДО 2 Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, ловкость, дисциплинированность. Кроме того, игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта. Особое место занимает игра, которые создаются самими детьми — их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетной игре действия связаны между собой, подчинены сюжету, и в процессе игры, ребёнок увлечен ее содержанием, преодолевает определенные трудности, развивая и упражняя свою волю. Сюжетно-ролевая игра для детей очень интересна. Чтобы научить детей правильно играть в игры воспитатель должен провести несколько видов: дидактические игры, игры инсценировки, игры драматизации. В играх детей дошкольного возраста проявляется замысел, определенная сюжетность, но сами по себе сюжеты еще не раскрыты, в них нет развития отношений. Замысел ребенка захватывает главным образом его самого, отсюда часто можно наблюдать индивидуальный характер игры. Ведущая линия воспитателя состоит в том, чтобы постепенно сосредоточить внимание и интерес детей на том или ином замысле, помогать или развивать его в определенный сюжет, неорганизованные действия детей перевести в действия смысловые. Таким образом, поддержав замысел игры своим участием, воспитатель закрепит интерес к игре.
Дети младшего возраста любят играть в игры разного содержания. Самая любимые их игры — это «Дочки-матери», «Семья», «Доктор», «Парикмахер», «Повар». В этих играх дети подражают взрослым, знакомым, своим родителям. Дети младшего возраста могут затрудняться в выборе игры, поэтому воспитатель, опираясь на интерес детей, на их представления, руководит сам выбором игры, начинает играть, вовлекая в игру и детей. Но чтобы игра прошла интересно и организовано, нужно для игры создать все условия: приготовить помещения, игрушки, атрибуты, предварительно провести наблюдения за работой взрослых: врача, шофера, повара и т.д. Воспитатель различными приемами вызывает в память детей то, что они видели, о чем им читали, что они запомнили. Для малышей, например, важно наглядное напоминание – игрушки. Игрушечное пианино наводит на мысль организовать музыкальное занятие, игрушечные животные напоминают сказку, Дети младшего возраста, выбрав тему игры и поставив определенную цель, начинают играть, но перед началом игры воспитатель спрашивает: "Во что будем играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?". Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основной сюжет, который может в дальнейшем измениться. Чтобы сюжет не изменился, воспитатель на протяжении всей игры следит, как дети развивают игру, помогает следовать сюжету. Воспитатель младшей группы принимает активное участие в организации игры, иногда даже становиться ее участником, чтобы своим примером повлиять на детей, прививать им навыки совместной игры, навыки обращения с игрушками. Например, дети играют в поваров и, приготовив что-то в игрушечной посуде, несут "попробовать блюдо" воспитателю. Воспитатель в этот момент должен поддержать замысел, выполнить свою "роль" дегустатора, хвалить и благодарить ребенка за такое вкусное "угощение". Таким образом, воспитатель принимает прямое участие в игре. Этот метод помогает ближе сблизиться с ребенком и найти к нему лучший подход. Поэтому в детском саду сюжетно-ролевые игры, начиная с младшей группы, имеют большое значение. Игре также принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. Игра в детском саду выполняет несколько функций: Развивающая функция Игра способствует развитию физических, психических и интеллектуальных способностей детей. В процессе игры они учатся координировать движения, развивают мелкую моторику, улучшают внимание и память. Игра также способствует развитию творческого мышления и воображения. Обучающая функция Игра позволяет детям усваивать знания и учиться новым навыкам. В процессе игры они могут изучать буквы, цифры, формы, цвета и другие элементы образовательной программы. Игра также помогает развивать речь и коммуникативные навыки. Социализирующая функция Игра в детском саду способствует развитию социальных навыков и умений. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила игры, делиться игрушками и принимать решения в группе. Они также развивают эмпатию и учатся понимать чувства других людей. Эмоционально-психологическая функция Игра помогает детям выражать свои эмоции и чувства. Они могут играть роли разных персонажей, выражать свои мысли и чувства через игру. Игра также способствует развитию самооценки. В процессе игровой деятельности формируется многие положительные качества ребенка, развиваются его познавательные способности, формируется чувства товарищества, дружбы. Эти игры способствуют развитию любознательности, интереса к окружающей жизни. Играя в творческие игры, у детей появляется интерес и навыки к разным профессиям. Игра является также важным средством умственного воспитания ребенка, формирует интерес и готовность к предстоящему учению. Однако игра важна не только для подготовки ребенка к будущему, но и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
|