Методическая разработка по теме: «Экскурсия на фабрику игрушек»
Составила старший воспитатель МБОУ лицей № 1 п. Нахабино: Шубина Наталья Юрьевна.
Участники: старший дошкольный возраст (6-й год)
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: приобщение к русской народной культуре через ознакомление с производством игрушек.
Задачи:
- воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к традициям
- познакомить с кондитерскими лакомствами, производимыми в Подмосковье
- формировать уважительное отношение к людям труда.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание
|
Обратная связь на высказывание детей
|
Воспитатель в тематическом наряде встречает гостей в патриотическом музее
-Здравствуйте, дорогие гости! Меня зовут Наталья Юрьевна и сегодня и приветствую вас в патриотическом музее. Перед тем, как начать нашу экскурсию мне было бы очень интересно узнать от вас, что же обозначает слово-патриотизм? Есть идеи?
|
Если дети отвечают на вопрос:
- Ты много знаешь, мне приятно это слышать.
Если дети не отвечают на вопрос:
- Предлагаю подумать вместе. Какие есть идеи?
|
- Мы гордимся своей Родиной, своей семьей и поселком, в котором живем. Я приехала жить в Нахабино, когда была немного старше вас, у меня были любимые игрушки. А вы любите играть в игрушки? Какие?
|
- Очень интересно, я о таких и не слышала. Спасибо, что рассказали мне об этом.
|
- Кто изготавливает игрушки? Каким образом?
|
Если дети отвечают:
- Очень здорово, что ты знаешь, у меня тоже есть интересная история, послушаем?
Если дети не отвечают:
- Предлагаю узнать вместе!
|
2 этап: способствуем планированию детской деятельности
Содержание
|
Обратная связь на высказывание детей
|
- У меня возникла интересная идея: а не познакомиться ли нам с историей игрушек в нашем поселке? Как вам идея!
|
Если дети соглашаются:
- Мне очень ценно ваше мнение.
Если дети говорят: «Не знаю»:
- Тогда срочно исправляем ситуацию!
Если дети не соглашаются:
- Как обидно, у меня есть такая чудесная история! Очень хочется поделиться с вами.
|
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание
|
Обратная связь на высказывание
|
Воспитатель приглашает детей подойти к стене с изображениями.
- Давным-давно, когда ваши бабушки и дедушки были совсем маленькими и, может даже еще не родились, в Нахабино появилась фабрика «Сатурн», на которой изготавливали кукол. Куклы на фабрике, изначально делали тряпичные. Технология изготовления тряпичной куклы была достаточно проста: пошитая форма набивалась опилками с мукой или манкой, а личико расписывалось вручную (воспитатель показывает изображение тряпичных кукол, тряпичные куклы, способ производства).
Но в производство кукол и работу кукольной фабрики вмешалась война с фашистами. Как вы думаете, что стали изготавливать на фабрике?
|
- Как интересно вы размышляете!
Если дети дают правильный ответ:
- Именно так! Как здорово, что вы это знаете!
Если дети затрудняются с ответом:
- Давайте подумаем.
Еслидети дают верный ответ:
- Точно подмечено.
- Как хорошо вы умеете мыслить и фантазировать.
Если дети отвечают:
- Ты очень эрудирован!
Если дети не отвечают:
- Я могу тебе рассказать?
|
- В начале Великой Отечественной войны бывшие работники «Сатурна» разливали по бутылкам горючую жидкость – коктейль Молотова – для борьбы с фашистскими танками. Во время войны, фабрика продолжала работу и выпускала не детские игрушки, а противогазы для защитников Родины.
- Позднее после войны кукол изготавливали из папье-маше и деревяно-бумажной массы, с раскрашенными лицами. В ход шли обрывки бумаги, обрезки картона, клочки оберточных листов, древесные опилки, отходы от катушечного производства и даже текстильная пыль — все это шло на производство игрушек.. Но, к сожалению, куклы получались не очень красивыми, их не хотели покупать своим детям.
- Тем временем далеко в Сибире в городе Томск жил и работал Иван Петрович Ефимкин (воспитатель показывает портрет). Во время войны он ушел на фронт, а в мирное время решил стать скульптором. Есть идеи, чем занимается скульптор?
- Иван Петрович был талантливым мастером и придумал куклу Наташа, за которую получил самую важную награду. Кукла имела подвижные ручки и ножки, закрывала глаза и говорила «мама» (воспитатель показывает изображение).
- И однажды Иван Петрович узнает, что в Нахабино живет много детишек, которые очень любят играть в игрушки, и решает работать на нашей фабрике. Он привез с собой новые пресс-формы для изготовления тела и голов новых кукол, ауродливые коробки с примитивными куклами в них благополучно были утоплены в большом болоте. Вот первая его кукла Настя (воспитатель показывает изображение). Между прочим, Иван Петрович открыл секрет того, какой должна быть кукла, чтобы ее покупали. Как вы думаете, какой? (красивое лицо)
- Нахабинские куклы стали пользоваться большим спросом. У них были нарядные платья, красивые лица (показывает кукол).
- Фирменная кукла «Красногорочка» несколько лет красовалась на витрине одного из самых престижных московских магазинов «Подарки», в непосредственной близости от Кремля. Ее охотно покупали иностранцы (показывает куклу).
- Лиля — одна из самых популярных кукол Нахабинской фабрики. У нее мягкие пухлые ручки и ножки и растопыренные пальчики (показывает изображение и куклу).
- На одной из международных выставок Иван Петрович увидел японскую неваляшку (показывает изображение). Секрет ее «стойкости» хранили как зеницу ока. Русский художник решает раскрыть этот секрет. Он долго ломал голову, и однажды пришло озарение. На следующий день Ефимкин поделился догадкой со своим приятелем инженером. Тот быстро схватил суть и вскоре разработал механизм. И появилась игрушка, в которую играли все малыши. Как вы думаете, какая? (показывает игрушку). Ванька-встанька. Фабричные шутники говорили, что это имячко в его честь.
- На фабрике осваиваются новые материалы, в том числе искусственный мех и пластмассы. Стали выпускаться меховые и пластмассовые игрушки (показывает иллюстрации) Нахабинские куклы стали пользоваться большим спросом. В результате расширялось производство, были выстроены новые двухэтажные корпуса цехов, склады и другие подсобные помещения.Дашенька — девица-красавица в лапоточках, олимпийский сувенир от Нахабинской фабрики
- В 2009 году, ксожалению, Нахабинская фабрика прекратила свое существование. Как вы думаете, что сейчас на ее месте? (показывает изображение)
|
|
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание
|
Обратная связь на высказывание детей
|
- Мне было очень приятно познакомиться с Вами. Хотелось бы узнать ваше мнение о нашей встрече.
- С чем мы сегодня познакомились? Кто для себя открыл что-то новое? Что удивило? Кому расскажете?
- Если вам понравилась экскурсия, прикрепите прищепку к веселой Неваляшке. Если не понравилась, подарите свою прищепку грустной Неваляшке.
|
Если дети дают положительный ответ:
- Мне было тоже очень интересно!
Если дети дают отрицательный ответ:
- Всегда есть, чему научиться друг у друга. Я учту на будущее Ваши пожелания.
|
|