Конспект открытого занятия «Шахматный турнир» (старший дошкольный возраст) |
Занятия с детьми | |||
Автор: Климова С. Ю. Елочкина М. В. | |||
25.12.2023 07:37 | |||
Конспект открытого занятия «Шахматный турнир» (старший дошкольный возраст) Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы" (ГБОУ Школа № 1566 ДО 6) Подготовили и провели воспитатели:
Цель: Закреплять знания детей об игре в шахматы. Задачи:
Оборудование:
I. Вспоминаем все о шахматах. Воспитатель: Сегодня по дороге в детский сад я увидела голубя. Это был не простой голубь, а почтовый. К лапке у него был привязан свиток. И представьте, голубь без страха сел мне на плечо! Я поняла, что он хочет передать мне какое-то послание. В давние времена именно так передавали важные новости. (на экране голубь со свитком) Достает свиток. Хотите узнать, что в этом свитке? Дети: хотим! Воспитатель: (Приглашает детей встать полукругом у экрана, на нем изображен огорченный король). Читает свиток. "Здравствуйте ребята! Пишет вам король Светлого королевства. На нашу прекрасную страну, покрытую густыми лесами, быстрыми реками и черно-белыми полями напало темное войско. И нет мне спасения, если вы не поможете!" Поможем ребята? Дети: Да! Воспитатель: Здесь еще приписка есть, что помочь сможем, если возглавим королевское войско! А что же это за войско, узнаем, отгадав загадку. Король с королевою, Без корон, Ладья без весел, Без хобота слон, Конь без копыт, Седла и уздечки, А рядовые — не человечки. Белые латы, чёрные латы. Что за солдаты? Дети: шахматы! (на экране изображение шахматных фигур) Воспитатель: Правильно! Это видимо король шахматного королевства нам написал! Но прежде чем начинать шахматным войском командовать, давайте вспомним все, что мы знаем о шахматах! (на экране изображение шахматной доски) Воспитатель: Сколько всего клеток на доске? Дети: 36, 8 по горизонтали и 8 по вертикали. Воспитатель: Какого они цвета? Дети: Темного и светлого. Воспитатель: Чем обозначены клетки по вертикали? Дети: Цифрами, от 1 до 8. Воспитатель: А по горизонтали? Дети: Латинскими буквами: а, бэ, це, дэ, е, эф, гэ, аш. Воспитатель: Молодцы, все верно, а теперь давайте присядем за столы. II. Угадай воина Воспитатель: Шахматное войско очень большое! Чтоб одержать победу мы должны хорошо знать всех воинов в лицо. Возьмите схемы и соедините точки по очереди от 1 до 10. (дети соединяют точки.) Воспитатель: А теперь я буду читать вам загадки, и кто узнал своего воина, поднимает изображение вверх. "Прочнее я орешка, Хотя я просто..." (пешка) Обитает не в саванне, И не так огромен он, Но такое же названье, У фигуры этой -… (Слон) Похвастаться может красивым нарядом И тем, что в строю с королём всегда рядом. (Ферзь) Фигура эта так упряма, Что из угла идёт лишь прямо. Ходить умеет по вертикали. И ещё по горизонтали. (Ладья) После того как дети поднимают свои рисунки, к доске приглашается по одному ребенку которые показывают получившиеся шахматные фигуры и называют их, остальные проверяют ответ. Ребенок показывает на магнитной доске как перемещается фигура по полю. III. Разминка. Воспитатель: Мы хорошо потрудились, А теперь разомнемся! Нужно быть сильным и ловким, если хочешь стать полководцем! (Приглашает встать у своих мест и задвинуть стулья). Быстро встала вся пехота – (шагают на месте) Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест) Только в бой им всем охота – (бег на месте) Начинается игра – (прыжки на месте). Воспитатель: Хорошо потренировались! (приглашает сесть на свои места) VI. Считаем парами. Воспитатель: Пришло время расставить наше шахматное войско по местам — скоро решающее сражение! (работая в паре, дети расставляют фигуры, один ребенок делает это на магнитной шахматной доске, а затем после проверки, садится на место) Воспитатель: Каких фигур больше всего? Дети: пешек. Воспитатель: давайте посчитаем пешки особым образом — парами. (Одного из детей приглашают к магнитной доске, считает парами, а остальные ребята выкладывают счетные палочки на каждую пару) Воспитатель: Сколько пар пешек получилось? Для ответа поднимите карточку с нужной цифрой. (Дети считают палочки, поднимают карточки с цифрами) Воспитатель: Отлично! А есть в светлом шахматном войске другие фигуры, которые можно посчитать парами? (приглашает желающих детей ответить с места). Дети: есть! Воспитатель: Какие это фигуры? Дети: конь, ладья, слон. Воспитатель: Сколько пар они образуют? Дети: по одной паре. Воспитатель: Какие фигуры нельзя посчитать парами, по сколько их? Дети: ферзь, король. По одной фигуре. (воспитатель предлагает убрать пешки в корзинки.) V. Географический диктант. Воспитатель: Сейчас наши доблестные воины проведут разведку на поле боя. (Далее воспитатель диктует по 2 хода для ладьи. 2 ребенка приглашаются по очереди к магнитной доске и выполняют задание на ней). ладья на левой стороне поля перемещается на 3 клетки вперед (вертикаль), а потом на 2 клетки направо (горизонталь). Воспитатель: Давайте представим, что мы записываем задачу про шахматы. Какое мы можем назвать условие? Дети: ладья сделала 2 хода. Сначала она прошла 3 клетки, а потом еще 2. Воспитатель: Какой вопрос мы можем поставить к задаче? Дети: Сколько клеток прошла ладья? Воспитатель: И какой ответ получим? Поднимите карточки с нужными цифрами. (Дети поднимают карточки). Воспитатель: Давайте проверим себя. Выложим количество пройденных на первом ходу клеточек счетными палочками одного цвета, а количество клеток пройденных на 2м ходу палочками другого цвета. Сколько всего получилось? Дети: поднимают карточки. Воспитатель: Все верно! (Воспитатель выборочно просит назвать детей географическое положение шахмат на настольной доске, так же называет ребенок у доски. Другие проверяют и обсуждают ответ.) VI. Взятие вражеской фигуры за 2 хода. На магнитной доске устанавливается темный король и 2-3 светлые фигуры (ладья, слон, ферзь). Воспитатель приглашает по очереди 2-3 детей, называет, как светлая фигура будет ходить, чтобы сделать шах темному королю. При неудачной попытке приглашается другой ребенок из желающих и повторяет попытку. VII. Победа. Воспитатель: Победа! Что делают, когда побеждают? Дети: Кричат "ура"! Воспитатель: Давайте вместе крикнем 3 раза "Ура" (кричат). (цокот копыт, громкий стук в дверь) Воспитатель: Слышите? Дети: Да! Воспитатель: Откроем дверь? Дети: Конечно! (Воспитатель открывает дверь, за ней "гонец" из светлого королевства с сумкой на плече). Гонец: Здравствуйте! Дети: здравствуйте. Гонец: Король услышал — тут радуются победе! И прислал меня за добрыми вестями. Наше королевство спасено? Дети: Да! Гонец: В благодарность Его Величество желает вручить храбрым воинам из группы Цветик-семицветик государственную награду! (звучит торжественная музыка, гонец проходит и раскладывает подарки перед детьми). До свидания! Дети: Спасибо! До свидания!
|