«Значение прогулки в развитии детей старшей группы». |
Занятия с детьми | |||
Автор: Грачева Лада Валентиновна Головненко Евгегения Владимировна Макова Екатерина Джабраиловна | |||
14.11.2023 14:32 | |||
«Значение прогулки в развитии детей старшей группы». Процесс воспитания детей непрерывен. Большойпотенциалдляцелостногои гармоничного развития личности ребенказакладываетсяименно во времяпрогулок. Так как именно во время прогулки удовлетворяются потребности детей в активных движениях, ознакомление с окружающим миром, получение новых ярких впечатлениях, свободная игра с природным материалом и игрушками. По опыту работу скажу, что прогулки дают возможность, как для физического, так и для умственного, нравственного, и эстетического развития дошкольников. В течение года прогулки проводятся ежедневно. Летом дети проводят на свежем воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение и до конца пребывания в нем, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна. Зимой прогулка проводится два раза в день. И общая продолжительность прогулки составляет примерно 4 часа. Только температура воздуха ниже -15Сº или ветреная погода могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены. [1]
Современные программы дошкольного образования строятся по комплексно-тематическому принципу и предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, а также предлагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. [2] Таким образом, прогулка обязательно должна быть использована с максимальной пользой для развития детей, и должна включать решение программных образовательных задач. Для осуществления задач всестороннего развития детей на прогулке большое значение имеет участок, на котором проводят время дети. Он должен быть озеленен, постоянное игровое оборудование должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. На участке выделяются места для проведения подвижных игр, беседка, где можно укрыться от солнца и дождя, а так же провести спокойные игры. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах и самокатах. Содержание деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста. Традиционно прогулка в детском саду включат в себя следующие компоненты: наблюдение, игры (большой, малой и средней подвижности; дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские), труд детей на участке, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и физических качеств, самостоятельная игровая деятельность детей. Структура прогулки:
Впроцессенаблюдения педагогическое общение воспитателя с детьмиприобретаетпознавательнуюокраску. Воспитатель отдает предпочтение четким и конкретным вопросам, мобилизующим детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение, стимулируя дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений развивают в дошкольниках наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. В подвижных играх развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Выбор игры так же зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни прогулка традиционно начинается с игр большей подвижности. В сыруюи дождливую погоду предпочтение отдается малоподвижным играм, которые не требуют большого пространства. Труд детей на участке включает наблюдение за трудом окружающих и собственную трудовую деятельность ребенка. Труд, как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду, имеет важное значение: непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека — все это положительно влияет на развитие мышления. Систематический коллективный труд объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Во время прогулок так же проводится индивидуальная работа с детьми по отработке движений и физических качеств. Для одних организуется игра с мячом, метание в цель, для других – упражнения на равновесие, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через препятствия и т.д. Особенно дети любят самостоятельную игровую деятельность, когда они самивыбирают, чем им заняться. Чаще всего дети организовывают подвижные игры, выученные с воспитателем, или придумывают новые, за основу взяв сюжет из прочитанного произведения, из просмотренного фильма или из жизни. В целях решения воспитательно-образовательных задач нами организуются наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки по всей территории детского сада, а иногда организуются и прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения. В процессе воспитательно-образовательной работы во время прогулки заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. При правильном планировании и организации, на прогулке представляются уникальные условия для всестороннего развития дошкольника, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром. Чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективнее проходит обучение и формируется осознанное отношение ко всему живому. Прогулки дают возможности не только для оздоровления и закаливания, но и обогащения ума впечатлениями, а души ребенка — красотой и светлыми чувствами. Использование игр и практических заданий на прогулке развивает наблюдательность детей, активизирует их мыслительную деятельность. При организации деятельности на прогулке в старшей группе детского сада планируется проведение:
Список литературы
|