Сборник дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием балансировочной доски |
Занятия с детьми | |||
Автор: Алексюк Лидия Владимировна | |||
11.11.2023 18:05 | |||
Сборник дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием балансировочной доски Пояснительная записка: Методическое пособие представляет собой сборник авторских дидактических игр на развитие словесно-логического мышления, умения классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические связи, развитие зрительного восприятия, воспитание внимательности, умения точно следовать инструкции, сосредоточенности. Новизна пособия прослеживается в подходе к решению традиционных задач по формирования у детей с тяжелыми нарушениями речи всех компонентов речи: звукопроизношения, лексики, грамматического строя, связной речи, предпосылок орфографической зоркости, с опорой на развитие межполушарных связей.
Авторские дидактические игры позволяют сделать процесс обучения увлекательным и интересным, активизировать познавательный интерес у детей на протяжении всего мероприятия. Актуальность данной методической разработки связана с тем, что в ней используются игры на балансире, направленные на развитие межполушарных связей, синхронизирующих работу обоих полушарий головного мозга, способствующих улучшению запоминания, восприятию речи собеседника (родителей, педагога и других детей). Игры на балансире вызывают стойкий интерес у ребенка, активно привлекают его внимание, позволяют быстро переключаться с одной деятельности на другую, побуждают к доведению начатого задания до конца, что способствует быстрому вовлечению ребенка в занятие. Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет определенные задания на активизацию речевого развития, задачи предметного выбора обеими руками поочередно, одновременно удерживая равновесие. Упражнения направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации, развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль. Такой подход в организации образования детей с тяжелыми нарушениями речи позволяет не только формировать актуальный уровень речевого развития, но и проводить работу по предупреждению появлений проблем в письменной и устной речи, трудностей в счете как письменном, так и устном, сложностей в восприятии учебной информации. Благодаря удобству в использовании, данные дидактические игры могут применяться в образовательной деятельности как на досуговой деятельности, так и во время подгрупповых и индивидуальных занятий, а также родителями и детьми в домашних условиях. Оборудование для игр Напольная мишень Балансировочная доска Символы гласных звуков [A] [У] 2 мяча (1 мяч на нитке с фиксацией на одежде) Карты действия Левая рука Правая рука Цветные мешочки Ламинированные карточки- накладки на мишень с креплением. Правила с усложнением для всех предложенных игр 1 вариант игры Воспитатель предлагает определенный набор карточек для выполнения задания. Ребенок выполняет задание опираясь на схемы и голосовые указания воспитателя (мяч кидаем правой рукой, называя предметы слева направо и т.д.) 2 вариант игры Воспитатель предлагает ребенку выбрать набор карточек на свое усмотрение, помогает словесно в случае затруднения (например, ребенок берет карточки, а воспитатель помогает в выполнении заданий словесно, если ребенок затрудняется в выполнении данного задания. 3 вариант игры Задание выполняется только по голосовому указанию воспитателя. К этому варианту можно приступать только в том случае. Если усвоены два предыдущих варианта. Если ребенок легко справляется с заданием, то задание можно усложнить, предложив ребенку комментировать свои действия. Сначала упражнения выполняются стоя на балансире Работа на балансире может усложняться, когда ребенок сядет, скрестив ноги. «Найди предмет такой же формы» Цель игры: уметь видеть геометрическую форму в предмете. Задачи: совершенствовать восприятие формы, развивать произвольное внимание, память, речь. логические способности, анализ и синтез информации. способность к планированию, быстроту движений, эмоционально-волевую сферу. Материал: напольная мишень, балансировочная доска, карточки с изображением геометрических фигур или предметов, похожих на эти фигуры, карты действия, мяч, цветные мешочки. Ход игры: можно использовать 3 варианта разной сложности, которые описаны выше. «Найди и назови» Цель игры. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного цвета. Задачи: совершенствовать восприятие формы, развивать произвольное внимание, память, речь. логические способности, анализ и синтез информации. способность к планированию, быстроту движений, эмоционально-волевую сферу. Материал: напольная мишень, балансировочная доска, карты действия, мяч, цветные мешочки, 9 кругов разного цвета, картинки с изображением предметов разного цвета и разной формы. Ход игры: можно использовать 3 варианта разной сложности, которые описаны выше. «Точки» Цель: совершенствование навыков счета по точкам в пределах 5. Задачи: совершенствовать навыки счета по точкам в пределах 5, развивать произвольное внимание, память, речь. логические способности, анализ и синтез информации, способность к планированию, быстроту движений, эмоционально-волевую сферу. Материал: напольная мишень, балансировочная доска, карты действия, мяч, цветные мешочки, карточки с разным количеством точек Ход игры: можно использовать 3 варианта разной сложности, которые описаны выше. «Аналогии» Цель: находить смысловые связи в парных картинках. Задачи: формировать ситуационные и ассоциативные связи между явлениями и предметами. развивать логическое мышление, речь, внимание, память, анализ и синтез информации, способность к планированию, быстроту движений, эмоционально-волевую сферу. Материал: напольная мишень, балансировочная доска, карты действия, мяч, цветные мешочки, предметные картинки, например: корова – сено, кролик – капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т. д. Ход игры: можно использовать 3 варианта разной сложности, которые описаны выше. «Найди картинку на заданный звук» Цель: развивать фонематические процессы. Задачи: формировать умение выделять первый звук в слове, развитие умение подбирать слова на заданный звук, развивать произвольное внимание, память, речь. логические способности, анализ и синтез информации, способность к планированию, быстроту движений, эмоционально-волевую сферу. Материал: напольная мишень, балансировочная доска, карты действия, мяч, цветные мешочки, предметные картинки на звуки а,у. Ход игры: можно использовать 3 варианта разной сложности, которые описаны выше. Список литературы.
|