Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста |
Занятия с детьми | |||
Автор: Кухтик Ирина Григорьевна | |||
28.10.2021 16:54 | |||
Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности, способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка, формирует волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами целого коллектива. В игре ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности. «Кого как зовут?» Цель: развивать мышление, память, речь. Оборудование: кукла, игрушечные животные: кошка, собака, корова, коза и др. Ход игры: Дети сидят на стульчиках, поставленных полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель подходит к кому-либо из них и спрашивает, как его зовут. Ребенок называет себя. Если он молчит, то воспитатель помогает ему.
Он просит назвать свои имена еще нескольких детей, а затем спрашивает 2—3 детей, как зовут других малышей, например, девочку с белым бантом, мальчика в синей рубашке. После этого воспитатель показывает куклу. Воспитатель. Эту куклу зовут Даша. Как ее зовут? Дети отвечают. А это кто? Дети. Кошка. Воспитатель. Эту кошку зовут Мурка. Дети повторяют кличку кошки. Затем воспитатель показывает им собаку, корову и других животных, предлагает малышам придумать им кличку или сам называет их и просит повторить 3—4 детей. Дети повторяют вслед за воспитателем. Воспитатель следит, чтобы дети громко и отчетливо называли свои имена, имена товарищей, кукол, клички животных. «Подбери петушку пёрышко» Цель: формировать у детей умение различать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий, Оборудование: ёлочки, прищепки зелёного, желтого, красного и синего цвета. Ход игры: На магнитной доске располагается красивый петушок без хвоста. Рядом на столе положим перья для хвоста четырёх основных цветов: красное, жёлтое, зелёное, синее. Воспитатель показывает детям петушка с ярким пышным хвостом. Объясняя, что первый петушок тоже хочет иметь яркий хвост и просит малышей подарить ему пёрышки: красное, зелёное, синее, жёлтое (показывает). "Вначале пёрышко подарю я, — говорит воспитатель. -Петушок, какое пёрышко тебе подарить?" "Красное" — отвечает петушок. Воспитатель крепит пёрышко. "Пусть Соня подарит мне зелёное пёрышко", — просит петушок. Если ребёнок вдруг ошибся, петушок кукарекает: "Ку-ка-ре-ку! Хочу другое перо. Хочу перо зелёное!" (так продолжается до конца игры) В заключение дети любуется красивым петушиным хвостом. "Красивый у меня хвост!" — радуется петушок. "Очень-очень красивый!" — подтверждают дети и воспитатель. "Петушок доволен, — говорит воспитатель, — давайте послушаем про него стихотворение: "Петушок у нас горластый, По утрам кричит он: "Здравствуй!" На ногах его сапожки, На ушах висят серёжки, На головке — гребешок, Вот какой он, петушок!" «Чей малыш?» Цель: знакомить детей с животными и их детенышами, упражнять в умении соотносить карточки с взрослым животным и с малышом. Оборудование: карточки с разными цветами, карточки с изображением животных. Ход игры: Дети берут по одной карточке с взрослым животным, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение детеныша этого животного, который ему соответствует. «Большой медведь — маленький медведь» Цель: Учить различать и называть размеры предметов: большой, поменьше, маленький. Тренировать умение различать три медведя и называть цвета. Оборудование: фланелеграф, фигурки трех медведей разного размера: большого, среднего и маленького; на каждого ребенка по три квадрата разного размера и цвета. Ход игры: Помните сказку про трех медведей. Давайте пойдем к ним в гости. Взрослый привлекает внимание детей к фланелеграфу, где медведи расположены в ряд, но не по порядку. Как выдумаете, кто из них папа-медведь? А почему вы так думаете? (потому что, он самый большой) Где мама-медведица? Какая мама-медведица? (поменьше) А где Мишутка? Какой он? (самый маленький) Воспитатель предлагает детям еще раз показать самого большого медведя, медведя поменьше, самого маленького медведя, расставляет их по порядку, проговаривая размер. А давайте сделаем медведям подарки. У каждого из вас на столе лежат по три коврика. Подумайте, какой коврик вы подарите папе-медведю. Почему? Какого цвета этот коврик? Какой коврик подарите маме-медведице? Почему? Какого он цвета? Какой коврик подарите Мишутке? Почему? Какого он цвета? Сложите свои коврики так, чтобы их удобно было нести. Сначала возьмите самый большой коврик, на него положите коврик, поменьше, а сверху должен лежать самый маленький коврик. А теперь принесите свои коврики медведям. Дети несут коврики к фланелеграфу. «Наведем порядок с зайкой» Цель: Познакомить детей с кругом. Дать понятие, что круг — это общая форма некоторых предметов. Оборудование: Фигурки или игрушки зайцев, колесо, пуговицы, кукольные тарелки. Ход игры: Жил-был заяц Петька. Вот пошел зайка в лес, и видит колесо лежит. Захотелось ему его домой оттащить, да не знает можно ли, вдруг оно чье-то. Летит мимо сорока, видит заяц в раздумье. А сорока все обо всем знала. И говорит зайцу: «Забирай колесо, оно ничье». Хотел заяц колесо поднять, но не смог, очень оно тяжелое. Как же быть, как колесо домой отнести? (ответы детей) Если дети не догадаются сами, взрослый показывает, как надо докатить колесо. Вот прикатил заяц колесо домой, а дома его встречают зайчиха с зайчатами. Увидели зайчата колесо и говорят: «Где ты такую большую пуговицу взял?» «Какая же это пуговица, это же тарелка» — говорит зайчиха. «Это не пуговица и не тарелка, это колесо» — говорит заяц Петька. Но зайчиха и зайчата не соглашаются с зайцем. Зайчата кричат: «Пуговица». Зайчиха кричит: «Тарелка». Вот так и спорили зайцы, потому что не знают, что общего у колеса, тарелки и пуговицы. А как вы думаете, что общего у этих предметов. Дети рассматривают колесо, пуговицы, кукольные тарелки (ответы детей). Выслушав ответы детей, взрослый делает вывод: «У всех этих предметов одинаковая форма, они круглые. Все круглые предметы катятся». Давайте покажем зайцам, что форма этих предметов одинаковая. Дети обводят предметы пальчиком, рисуют круг пальчиком в воздухе. «Дикие и домашние животные» Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе. Оборудование: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; дом. Ход игры: Воспитатель предлагает детям взять игрушку, назвать ее и «поселить» ее там, где она живет. Если это дикое животное, то ребенок ставит игрушку возле елок, а если домашняя — возле дома. «Кто в домике живет?» Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей. Ход игры: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «гав-гав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «гав-гав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей). Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
|