Конкурс-игра как форма работы по ранней профориентации дошкольников |
Занятия с детьми | |||
Автор: Полищук Екатерина Константиновна | |||
30.09.2023 08:05 | |||
Конкурс-игра как форма работы по ранней профориентации дошкольников Полищук Е.К., старший воспитатель МАДОУ «Радость» СП — детский сад №5, г. Нижний Тагил Перед современными родителями и педагогами стоит задача воспитать у ребёнка-дошкольника желание трудиться, научить его выполнять доступные трудовые действия, познакомить с общественной социальной значимостью труда взрослых и заинтересовать выбором будущей профессии. Опыт работы показывает, что одним из наиболее эффективных способов организации образовательной деятельности по формирования представлений о труде взрослых является непосредственное включение ребёнка в экспериментальную, творческую, игровую деятельности. В последнее время квест-путешествия, различные конкурсы и олимпиады вошли в жизнь дошкольников. Участвуя в играх, конкурсах, дети закрепляют знания по определенной теме, совершенствуют навыки работы с тестовыми заданиями, получают возможность быть успешными в различных видах деятельности. Мы апробировали такие формы организации образовательной деятельности по ранней профориентации как викторина и конкурс-игра. Целью этой деятельности было развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к труду и профессиям взрослых на примере строительных специальностей, закрепление знаний о различных строительных профессиях и привлечение внимания родителей к вопросам ранней профориентации.
Игра-викторина «Вопросы Домостройкина» (приложение 1) проводилась в группах старшего дошкольного возраста как досуговая деятельность. Детям необходимо было продолжить пословицы о труде, отгадать загадки, показать знания строительных инструментов, названий профессий. За каждый правильный ответ ребёнок получал фишку, победители викторины стали участниками конкурса-игры «Кто построил детский сад?» Задания для конкурса-игры «Кто построил детский сад?» (приложение 2) мы составили таким образом, чтобы дети имели возможность показать свои знания о различных строительных профессиях, современной спецтехнике, строительных материалах, инструментах. Вопросы задавались воспитателем и дублировались на интерактивной доске от имени Домостройкина, весёлого мальчика, который многое знает о строительных профессиях. Каждый ребёнок самостоятельно принимал решение и отмечал правильный ответ в листе с заданиями. Также ребята проявили творческие способности и нарисовали свой детский сад. Пока взрослые подводили итоги конкурса «Кто построил детский сад?» (приложение 3), дети могли поиграть в специально организованных центрах детской активности. Ведь ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть. В ходе ролевых игр «Дом построим сами», «Как покрасить этот дом?» ребята отражали содержание деятельности людей строительных профессий. Моделируя социальные и трудовые отношения, произвольно разыгрывая предложенные ситуации, дети поступали так, как должны поступать взрослые люди, чьи роли они взяли на себя: каменщики построили дом из кирпичиков и раствора; маляры валиком, кистью, или другим способом покрасили дом. Ребята с удовольствием включились в игру и показали, что способны использовать знания о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельной игровой деятельности, и, главное, обладают установкой положительного отношения к разным видам труда и рабочим специальностям. Ребятам понравилось играть, экспериментировать, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Конкурс-игра как современная форма работы с дошкольниками по ранней профориентации способствует формированию у детей представления о социальной роли труда и значимости отдельных профессий в жизни общества. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Дошкольники учатся любить труд, с уважением относиться к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают элементарный опыт профессиональных действий, что способствует ранней профориентации.
|