Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА. РАБОТА С ДЕТЬМИ–ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОВЗ
Занятия с детьми
Автор: Пахомова Дарья Александровна   
03.07.2023 21:32

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА. РАБОТА С ДЕТЬМИ–ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОВЗКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА. РАБОТА С ДЕТЬМИ–ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОВЗ

Пахомова Дарья Александровна ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» г. Уфа, РФ

Аннотация

В статье анализируются особенности работы с детьми с ограниченными возможностями, дается характеристика, раскрываются четыре фактора, которые влияют на развитие ребенка с ОВЗ.

Ключевые слова

Инклюзивное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья, аномалия здоровья, ОВЗ, ФГОС

 

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие того или иного дефекта не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном обучении и воспитании. По классификации, предложенной Пузановым Б.П. и Лапшиным В.А., к основным категориям аномальных детей относятся:

– Нарушение зрения

– Нарушение речи

– Нарушение опорно-двигательного аппарата

– Задержка психического развития

– Нарушение поведения и общения

– Нарушением психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями, другой – относительно не ограничен в своих возможностях. Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу.

Социокультурный статус ребенка во многом обусловливается как наследственными биологическими факторами, так и общественной сферой жизни ребенка. Ход формирования личности характеризуется согласием и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Любой ребенок обладает своими неповторимые врожденные особенности нервной системы. От этих персональных свойств высшей нервной деятельности зависят способности к овладению общественным опытом, познанию действительности, то есть биологические условия создают предпосылки психического формирования человека.

В процессе нетипичного формирования обнаруживаются не только отрицательные стороны, но и положительные способности ребенка, кое представлены методом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту.

Данная позитивная оценка обусловленных проявлений неповторимого нетипичного формирования – нужное основание для разработки системы особенного преподавания и воспитания с опорой на позитивные способности детей. Основой приспособления деток с ОВЗ к окружающему миру являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного анализатора сменяются усиленным применением многофункционального потенциала сохранных систем. Глухой ребенок пользуется зрительным и двигательным анализаторами. Для слепых детей, основными становятся слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая точность мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные запасы восприятия, в учебном процессе преимущество отдается наглядному материалу, предметно-практической деятельности.

Таким образом, на развитие малыша с ограниченными возможностями будут воздействовать четыре фактора:

– Вид нарушения

– Степень и качество первичного дефекта

– Срок возникновения первичного дефекта

– Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды.

Для детей с ОВЗ главное образование без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса должно исходить из возможностей ребёнка. Главное, что обязан знать и чувствовать ребёнок, – то, что в огромном и не завсегда дружественном обществе имеется небольшой островок, где он всегда сможет чувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Любой малыш непременно будет взрослым. И от решений, принятых нами сейчас, будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

Список использованной литературы:

  1. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С. Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.
  2. Карелина, И.О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования [Текст] / И.О. Карелина. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 68 с.
  3. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [Текст] / Н.С. Лейтес. – М.; Воронеж, 2007 – 448 с.
  4. Новиков, А.М. Педагогика [Текст] / А.М. Новиков. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] URL: https: //base. garant. ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

© Пахомова Д.А., 2023

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год