КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА. РАБОТА С ДЕТЬМИ–ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОВЗ |
Занятия с детьми | |||
Автор: Пахомова Дарья Александровна | |||
03.07.2023 21:32 | |||
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА. РАБОТА С ДЕТЬМИ–ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОВЗ Пахомова Дарья Александровна ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» г. Уфа, РФ Аннотация В статье анализируются особенности работы с детьми с ограниченными возможностями, дается характеристика, раскрываются четыре фактора, которые влияют на развитие ребенка с ОВЗ. Ключевые слова Инклюзивное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья, аномалия здоровья, ОВЗ, ФГОС
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие того или иного дефекта не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном обучении и воспитании. По классификации, предложенной Пузановым Б.П. и Лапшиным В.А., к основным категориям аномальных детей относятся: – Нарушение зрения – Нарушение речи – Нарушение опорно-двигательного аппарата – Задержка психического развития – Нарушение поведения и общения – Нарушением психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями, другой – относительно не ограничен в своих возможностях. Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу. Социокультурный статус ребенка во многом обусловливается как наследственными биологическими факторами, так и общественной сферой жизни ребенка. Ход формирования личности характеризуется согласием и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Любой ребенок обладает своими неповторимые врожденные особенности нервной системы. От этих персональных свойств высшей нервной деятельности зависят способности к овладению общественным опытом, познанию действительности, то есть биологические условия создают предпосылки психического формирования человека. В процессе нетипичного формирования обнаруживаются не только отрицательные стороны, но и положительные способности ребенка, кое представлены методом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Данная позитивная оценка обусловленных проявлений неповторимого нетипичного формирования – нужное основание для разработки системы особенного преподавания и воспитания с опорой на позитивные способности детей. Основой приспособления деток с ОВЗ к окружающему миру являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного анализатора сменяются усиленным применением многофункционального потенциала сохранных систем. Глухой ребенок пользуется зрительным и двигательным анализаторами. Для слепых детей, основными становятся слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая точность мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные запасы восприятия, в учебном процессе преимущество отдается наглядному материалу, предметно-практической деятельности. Таким образом, на развитие малыша с ограниченными возможностями будут воздействовать четыре фактора: – Вид нарушения – Степень и качество первичного дефекта – Срок возникновения первичного дефекта – Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Для детей с ОВЗ главное образование без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса должно исходить из возможностей ребёнка. Главное, что обязан знать и чувствовать ребёнок, – то, что в огромном и не завсегда дружественном обществе имеется небольшой островок, где он всегда сможет чувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Любой малыш непременно будет взрослым. И от решений, принятых нами сейчас, будут зависеть его завтрашние победы и успехи. Список использованной литературы:
© Пахомова Д.А., 2023
|