ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ |
Занятия с детьми | |||
Автор: Кузнецова Алина Сергеевна | |||
29.06.2023 11:17 | |||
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ Кузнецова Алина Сергеевна, Студент, Казанский приволжский федеральный университет (КФУ) Аннотация: данная статья посвящается исследованию «Игры с правилами как средство развития регуляторных функций детей 5-6лет». В старшем дошкольном возрасте одним из самых важных достижений детей и фактором дальнейшей успешной адаптации и обучения в школе является не что иное, как развитие регуляторных функций – способности самостоятельно регулировать своё поведение и мыслительные процессы. Ключевые слова: регуляторные функции, игры с правилами, дошкольный возраст, когнитивная гибкость, сдерживающий контроль, рабочей памяти, когнитивной гибкости. Регуляторные функции – это механизмы регуляции поведения человека, которые включают в себя три основных ключевых компонента:
Игры с правилами – особая группа игр с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры.
Игры с правилами делятся на две большие группы:
Поиск способов целенаправленного развития регуляторных функций – одна из насущных проблем современной педагогики и психологии, так как именно дошкольное детство является сенситивным периодом для их развития. Формирование и развитие регуляторных функций напрямую зависит от степени развития высших психических функций – внимания, мышления, памяти, восприятия и речи. И так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то именно она имеет большое значение в развитии всех психических функций, а, следовательно, и регуляторных функций. Особая роль в развитие регуляторных функций принадлежит играм с правилами, так как именно наличие правил, инструкций и следование им требует от ребёнка участия сдерживающего контроля, рабочей памяти и когнитивной гибкости, т.е. регуляторных функций. Между тем, как показывает анализ работы педагогов — дошкольников, во многих детских садах воспитатели не в полной мере осознают важность игр с правилами в процессе развития саморегуляции детей и не уделяют им должного внимания. Выявленное противоречие определило проблему исследования: каково влияние игр с правилами на развитие регуляторных функций детей старшего дошкольного возраста? Мы предположили, что развитие регуляторных функций старших дошкольников будет более эффективным, если использовать в данном процессе специально организованные игры с правилами. Рассматривая теоретические основы темы, мы опирались на работы таких психологов и педагогов как Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, А. Мияке, А. К. Бондаренко, Е.О. Смирновой, И.А. Савенковой и других авторов. С целью выявления исходного уровня развития регуляторных функций детей экспериментальной и контрольной групп, нами был подобран комплекс диагностических методик, направленный на обследование трёх основных компонентов регуляторных функций: сдерживающего контроля, рабочей памяти, когнитивной гибкости. В ходе диагностики мы выявили, что у детей обеих групп недостаточно развиты все три структурных компонента регуляторных функций. Так мы отметили, что дети затрудняются в регулировании своих действий по словам «надо», «можно», «нельзя»; часто не понимают задания в целом и испытывают затруднения в его самостоятельном выполнении в соответствии с алгоритмом действия; не умеют слушать взрослого и выполнять его задания. Для реализации поставленной цели нами были изучены различные методические пособия по организации игровой деятельности с дошкольниками и составлена картотека игр с правилами. Все игры, вошедшие в картотеку, подбирались нами так, чтобы они развивали все три компонента регуляторных функций, а также способствовали познавательному, речевому и физическому развитию детей. Также нами было разработано календарно-тематическое планирование по организации игровой деятельности детей экспериментальной группы с целью развития у них регуляторных функций. Весь процесс по развитию регуляторных функций детей в процессе игры с правилами осуществлялся нами в три этапа:
Практически все игры мы проводили по нескольку раз в ходе всего нашего эксперимента и для того, чтобы поддержать у детей интерес к уже знакомым играм, мы усложняли их игровые правила или несколько видоизменяли их содержание. В ходе проведения нашего эксперимента, наблюдая за детьми во время игр с правилами, мы стали отмечать, что ребята всё меньше нарушают правила, что дети стали более сосредоточенными, научились контролировать игровой процесс и свои действия, т.е. приобрели опыт элементарного управления своим поведением и поступками. Все эти отмеченные нами изменения дали нам основание предположить, что проводимые нами игры с правилами оказали положительное влияние на уровень развития регуляторных функций детей старшей экспериментальной группы. Чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение, нами было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп, с использованием тех же диагностических методов, что и на констатирующем этапе эксперимента. Таким образом, по результатам контрольного этапа эксперимента, мы можем сделать вывод, что проведённая нами работа с детьми на формирующем этапе эксперимента была успешной и оказала положительное влияние на развитие регуляторных функций детей экспериментальной группы. А это, в свою очередь, подтверждает правильность нашего предположения: что развитие регуляторных функций старших дошкольников будет более эффективным, если использовать в данном процессе специально Список литературы
|