Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Занятия с детьми
Автор: Кузнецова Алина Сергеевна   
29.06.2023 11:17

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Кузнецова Алина Сергеевна, Студент, Казанский приволжский федеральный университет (КФУ)

Аннотация: данная статья посвящается исследованию «Игры с правилами как средство развития регуляторных функций детей 5-6лет». В старшем дошкольном возрасте одним из самых важных достижений детей и фактором дальнейшей успешной адаптации и обучения в школе является не что иное, как развитие регуляторных функций – способности самостоятельно регулировать своё поведение и мыслительные процессы.

Ключевые слова: регуляторные функции, игры с правилами, дошкольный возраст, когнитивная гибкость, сдерживающий контроль, рабочей памяти, когнитивной гибкости.

Регуляторные функции – это механизмы регуляции поведения человека, которые включают в себя три основных ключевых компонента:

  • сдерживающий контроль (торможение) – способность подавлять отвлекающую или не значимую в данной ситуации информацию или реакцию
  • рабочая память (зрительная и слуховая)
  • когнитивная гибкость – умственная способность к переключению с одной мысли на другую, а также способность обдумывать несколько вещей одновременно.

Игры с правилами – особая группа игр с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры.

 

Игры с правилами делятся на две большие группы:

  • дидактические: словесные, настольно-печатные, предметные, подвижные.

Поиск способов целенаправленного развития регуляторных функций – одна из насущных проблем современной педагогики и психологии, так как именно дошкольное детство является сенситивным периодом для их развития.

Формирование и развитие регуляторных функций напрямую зависит от степени развития высших психических функций – внимания, мышления, памяти, восприятия и речи. И так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то именно она имеет большое значение в развитии всех психических функций, а, следовательно, и регуляторных функций.

Особая роль в развитие регуляторных функций принадлежит играм с правилами, так как именно наличие правил, инструкций и следование им требует от ребёнка участия сдерживающего контроля, рабочей памяти и когнитивной гибкости, т.е. регуляторных функций.

Между тем, как показывает анализ работы педагогов — дошкольников, во многих детских садах воспитатели не в полной мере осознают важность игр с правилами в процессе развития саморегуляции детей и не уделяют им должного внимания.

Выявленное противоречие определило проблему исследования: каково влияние игр с правилами на развитие регуляторных функций детей старшего дошкольного возраста?

Мы предположили, что развитие регуляторных функций старших дошкольников будет более эффективным, если использовать в данном процессе специально организованные игры с правилами.

Рассматривая теоретические основы темы, мы опирались на работы таких психологов и педагогов как Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, А. Мияке, А. К. Бондаренко, Е.О. Смирновой, И.А. Савенковой и других авторов.

С целью выявления исходного уровня развития регуляторных функций детей экспериментальной и контрольной групп, нами был подобран комплекс диагностических методик, направленный на обследование трёх основных компонентов регуляторных функций: сдерживающего контроля, рабочей памяти, когнитивной гибкости.

В ходе диагностики мы выявили, что у детей обеих групп недостаточно развиты все три структурных компонента регуляторных функций. Так мы отметили, что дети затрудняются в регулировании своих действий по словам «надо», «можно», «нельзя»; часто не понимают задания в целом и испытывают затруднения в его самостоятельном выполнении в соответствии с алгоритмом действия; не умеют слушать взрослого и выполнять его задания.

Для реализации поставленной цели нами были изучены различные методические пособия по организации игровой деятельности с дошкольниками и составлена картотека игр с правилами.

Все игры, вошедшие в картотеку, подбирались нами так, чтобы они развивали все три компонента регуляторных функций, а также способствовали познавательному, речевому и физическому развитию детей.

Также нами было разработано календарно-тематическое планирование по организации игровой деятельности детей экспериментальной группы с целью развития у них регуляторных функций.

Весь процесс по развитию регуляторных функций детей в процессе игры с правилами осуществлялся нами в три этапа:

  1. этап – знакомство детей с правилами игры.
  2. этап — организация игры с правилами совместно с детьми.
  3. этап — самостоятельная организация игры детьми.

Практически все игры мы проводили по нескольку раз в ходе всего нашего эксперимента и для того, чтобы поддержать у детей интерес к уже знакомым играм, мы усложняли их игровые правила или несколько видоизменяли их содержание.

В ходе проведения нашего эксперимента, наблюдая за детьми во время игр с правилами, мы стали отмечать, что ребята всё меньше нарушают правила, что дети стали более сосредоточенными, научились контролировать игровой процесс и свои действия, т.е. приобрели опыт элементарного управления своим поведением и поступками. Все эти отмеченные нами изменения дали нам основание предположить, что проводимые нами игры с правилами оказали положительное влияние на уровень развития регуляторных функций детей старшей экспериментальной группы. Чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение, нами было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп, с использованием тех же диагностических методов, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Таким образом, по результатам контрольного этапа эксперимента, мы можем сделать вывод, что проведённая нами работа с детьми на формирующем этапе эксперимента была успешной и оказала положительное влияние на развитие регуляторных функций детей экспериментальной группы.

А это, в свою очередь, подтверждает правильность нашего предположения: что развитие регуляторных функций старших дошкольников будет более эффективным, если использовать в данном процессе специально

Список литературы

  1. Бозиева, С.К. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста/ С.К. Бозиева, М.Т. Ногерова// CYBERLENINKA: [сайт]. — URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-didakticheskoy-igry-na-razvitie-pamyati-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 09. 09. 2022 г.) – Текст: электронный.
  2. Борисова, М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет: /М. Борисова – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 50 с. – ISBN 978-5-4315-0126-5. – Текст: непосредственный.
  3. Бухаленкова, Д.А. Развитие саморегуляции в игре: во что и как играть с дошкольниками? /А. Д. Бухаленкова, В.Л. Сухих, В.А. Якупова // CYBERLENINKA: [сайт]. – URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/razvitie-samoregulyatsii-v-igre-vo-chto-i-kak-igrat-s-doshkolnikami/viewer (дата обращения: 07. 09. 2022 г.). – Текст: электронный.
  4. Забродоцкая, О.Д. Роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста: /О. Д. Забродоцкая// CYBERLENINKA: [сайт]. – URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/rol-didakticheskoy-igry-v-umstvennom-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 06. 09. 2022 г.). – Текст: электронный.
  5. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет. Развитие моторики, коррекция координации движений и речи / сост. А. А. Гуськова. — Изд. 2-е, испр. — Волгоград: Учитель, 2016. — 188 с. — ISBN 978-5-7057-4767-2. – Текст: непосредственный.
  6. Развитие саморегуляции у дошкольников: методическое пособие: от рождения до школы: 5-7 лет/ О. В. Алмазова, Д. А. Бухаленкова, А. Н. Веракса, В. А. Якупова/ под редакцией А. Н. Вераксы. — Москва: Мозаика-Синтез, 2019. – 45 с. — ISBN 978-5-4315-1463-0. – Текст: непосредственный.
  7. Твардовская, А.А. Влияние физической активности дошкольников на развитие регуляторных функций: теоретический обзор исследований: /А. А. Твардовская, В.Ф. Габдулхаков, Н.Н. Новик, А.М. Гарифуллина// CYBERLENINKA: [сайт]. – URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-fizicheskoy-aktivnosti-doshkolnikov-na-razvitie-regulyatornyh-funktsiy-teoreticheskiy-obzor-issledovaniy/viewer (дата обращения: 08. 09. 2022 г.). – Текст: электронный.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год