Совет для родителей «Готовим руку к письму»
Письмо-это навык, который требует согласованной работы мышц кисти, всей руки и координации всего тела. Дошкольник осваивает этот навык не в полном объёме. Это — один из самых сложных этапов подготовки ребёнка к последующему обучению в школе.
Считается, что подготовку к письму надо начинать за год до поступления в 1 класс, а для занятий необходимо только работа в прописи. Но, это ошибочное мнение многих родителей.
Для того чтобы хорошо подготовить ребенка к письменной речи, необходимо развивать крупную и мелкую моторику, желательно с первых лет его жизни. Ребенку будет легко овладеть письмом, если у него будет развита моторная функция.
Детей надо обязательно подготовить к написанию элементов букв, чтобы в дальнейшем избежать негативных последствий.
Вот несколько заданий, направленных на развитие мышц руки, а также тех участков мозга, которые отвечают за функцию письменной речи:
- Научиться правильно, держать карандаш, поможет катание шарика. Диаметр шарика должен быть равен 10мм; время проведения упражнения 60 с. Шарик надо катать тремя пальцами (щепотью). Сначала ребенок катает шарик в медленном темпе, по мере совершенствования навыка, движение убыстряется.
- Обратите внимание на игры с юлой и волчком. Эти простые игрушки отлично укрепляют кисти рук и тренируют правильный захват.
- Игры с ракушками, пуговицами, крупой, бусинами, камушками оказывают укрепляющее и тонизирующее действие на мелкую моторику, развивают усидчивость, фантазию, внимание. Играть можно по-разному: перекладывать из одной емкости в другую, сортировать, просеивать, выкладывать изображения предметов и т. д.
- Работа с ножницами требует от ребёнка основательных усилий, координации движений и играет важную роль в развитии ручной умелости. Необходимо научиться резать не только по прямым линиям, но и предметы разнообразной формы.
- Рисование, раскрашивание и штриховка способствуют развитию организованных действий зрительного и двигательного анализаторов. Раскрашивая, не чувствуется усталость, как при написании букв, но рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.
Обращайте внимание детей на то, чтобы закрашено было достаточно тщательно, ровно и аккуратно. Часто можно видеть много рисунков ребенка, но раскрашенные небрежно, без соблюдения контуров изображений. Учим детей не спешить, раскрашивать старательно, возможно в несколько приемов, чтобы не устать.
- В верном направлении действуют игры с кинетическим песком, мозаикой, шнуровкой, конструкторами.
- Техника оригами, аппликация развивает глазомер, совершенствуются точные движения пальцев.
- Тактильное письмо – написание букв или цифр на песке, манке и т.д., способствуют развитию тактильной коммуникации, памяти и воображения.
- «Шершавый» алфавит. Соприкасаясь пальчиками с контурами букв, ребенок получает осязательные ощущения, и они надолго остаются в памяти.
- Музыкальные инструменты отлично тренируют мышцы рук и развивают пальцы.
- Лепка из пластилина, теста, глины развивает не только моторику, но и объемные представления, воображение, создает образ буквы и цифры.
- Рисование по клеточкам под диктовку способствует развитию слухового восприятия, пространственных представлений, мышления, внимания. Взрослый говорит, например, «две клеточки вверх, одна вправо, пять – влево», а ребенок проводит линии. В итоге получается какое-либо изображение.
- Различные физические игры на свежем воздухе, с мячом, прыжки и многое другое – всё это развивает опорно-двигательный и вестибулярный аппараты, а, значит, координацию, что полезно для будущего умения писать.
- Прописи, графические упражнения для дошкольников — это конечный этап для подготовки к письму. Главное, что ребенок должен быть по-настоящему готов к письменной деятельности, так как прописи — начало письма.
Обращайте внимание на то, что ребенок должен прямо сидеть, ноги прямо стоят на полу, руки должны опираться о край стола, а локти выступать за край, правильно держать карандаш или ручку в пальцах, тетрадь должна лежать под наклоном и ее надо придерживать свободной рукой.
Важно, чтобы деятельность приносила радость, но никак не скуку и переутомление, ведь письмо – это новое и трудное занятие для ребенка.
-Пальчиковые гимнастики подходят детям разных возрастов и делают движения более скоординированными.
- Домашние повседневные дела наилучшим образом сказываются на развитии различных функций, в т.ч. на подготовку руки к письму. Все эти, незамысловатые на первый взгляд, действия способствуют развитию координации и точности движений.
Если занимаетесь дома, постарайтесь проводить занятия в интерактивной форме и с перерывами на отдых.
При этом занятия должны быть регулярными – каждый день по 15-20 минут для подготовки к письму 5 лет и 25-30 минут для подготовки к письму 6 — 7 лет.
Примерная структура занятия:
- Пальчиковая гимнастика.
- Графические задания в тетрадях.
- Лепка, раскрашивание, работа с бумагой и т.д. Вся работа должна чередоваться.
Поддерживайте и ориентируйте ребенка во время деятельности, не оставляйте его одного наедине со сложным для него заданием. И обязательно хвалите за достижение и старание.
Если вашему ребенку 6-лет, то акцентируйте внимание на:
- Правильный захват карандаша рукой.
- Как быстро ребенок способен раскрасить фигуру или обвести контуры изображения.
- На осанку, положения рук и ног.
- Способен ли ребенок концентрироваться на занятии не менее 30 минут.
- Есть ли у ребенка интерес к этим заданиям, способен ли он анализировать.
Обратите внимание на то, как ребенок выполняет различные задания.
Ребенок готов к письму, если он:
- уверенно и достаточно быстро штрихует
- обводит изображения четко по контору
- раскрашивает, не выходя за контуры
- может аккуратно вылепить даже самые мелкие детали.
Важно помнить каждому родителю, что подготовка руки к письму – достаточно долгий процесс и связан с общим развитием ребенка.
Поэтому старайтесь развивать ребенка с малых лет в разных направлениях. Не запрещайте ему познавать мир и быт. Под чутким своим руководством разрешайте изучать, трогать, исследовать всё, что побуждает у него интерес и не подвергает жизнь и здоровье опасности. Не требуйте от ребенка невозможного. Так, подготовка руки к письму 4 года с помощью прописей – в корне неверный подход.
Помогите своему ребёнку постепенно, без перегрузки, с максимальным учётом его индивидуальных особенностей вести подготовку к такой значимой деятельности как письмо.
|