«Использование игрового метода в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Авдеева Марина Ивановна Бабенкова Наталья Викторовна | |||
21.03.2023 17:18 | |||
«Использование игрового метода в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Семья является главным фактором развития и становления личности ребёнка, занимает главное место в жизни ребёнка. В семье дети впервые знакомятся с нормами и правилами поведения в обществе. В последнее время неуклонно растет количество детей с нарушениями в развитии. Все больше семей воспитывают детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Родители занимаются не только воспитанием, социализацией, но и решают проблемы ребёнка, создают комфортную эмоциональную обстановку в семье. Воспитание – сложный, многоуровневый процесс, а воспитание ребёнка с ограниченными возможностями – задача повышенной сложности.
Родителям необходимо знать не только ограниченные возможности своего ребёнка, но также и его способности. Это позволит создать благоприятные условия воспитания в семье. Важно изучить и научится применять эффективные методы и приёмы взаимодействия с детьми: метод моделирования, игровой метод, смена обстановки, тесное сотрудничество семьи со специалистами, театральная детальность и т.д. Одним из самых интересных и веселых является игровой метод. Применяя игровой метод, посредством пальчиковых игр, подвижных, настольных игр и др., моделируя поведение с помощью взрослого, можно достичь удовлетворения интересов в творческом отображении жизненных впечатлений. В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности дошкольника. Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Как это ни удивительно на первый взгляд, но именно в игре, где, как ошибочно полагают взрослые, ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. «Догоняй мяч» Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова. Дидактическая игра является одной из форм обучения детей. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержания, игровые действия, правила, результат. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей. «Найди отличие» Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Инструкция: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игры, направленные на развитие коммуникации Для того что бы дети на должном уровне овладели игровыми навыками требуется систематическое и умелое руководство ею со стороны воспитателя даже у нормально развивающихся дошкольников. А у большинства детей с ОВЗ сюжетно-ролевая игра без направляющей роли взрослого и вовсе не формируется. В процессе обучения детей той или иной игре необходимо помогать им вести диалоги, приходя на помощь всякий раз, когда дети затрудняются сами выразить свою просьбу, желание, мысль в словесной форме. Игра «Сделай как Я» Инструкция: Взрослый говорит ребенку: «Я взяла Яну за руку. Посмотри. Сделай как я». Добивается, чтобы ребенок повторил действие (примерные действия: обняла, застегнула сандаль, погладила по голове, подала игрушку). Таким образом, влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ бесценно. У детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены. В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учиться действовать с предметами заместителями. Предмет заместитель становится опорой для мышления. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игре он знакомиться с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. В игре развиваются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Но ведь не все дети с ОВЗ умеют играть! Поэтому научить их играть — основная задача нашей деятельности.
|