«Игры в клеточку», как средство развития высших психических функций у детей младшего школьного возраста. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Галдина Анастасия | |||
21.03.2023 06:47 | |||
«Игры в клеточку», как средство развития высших психических функций у детей младшего школьного возраста. В классическом исполнении развивающие и коррекционные занятия по развитию высших психических функций по сути схожи с учебной деятельностью, и как следствие:
Играя в «клеточку», мы получаем возможность интересно и весело провести время с ребенком, получая при этом позитивные эмоции и огромную пользу для его психического развития ребенка. Их по достоинству оценят педагоги и родители детей 6-12 лет при необходимости организовать досуг в дороге, в отпуске, на школьной перемене. Для организации игры требуется лишь тетрадный лист в клетку и ручка.
Данные игры можно применять на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ с целью развития: пространственного мышления, скорости мышления, внимания, памяти, функций самоконтроля, зрительно-моторной координации, логического мышления, операций синтеза и анализа, расширения словарного запаса, фантазии. 1. Рука В эту игру можно играть с детьми, которые уже знакомы с числами. Для игры понадобятся два листа бумаги в клетку, каждый игрок у себя на листе обводит свою ладонь. Теперь в обведённом пространстве в произвольном порядке расставляются числа (нужно заранее оговорить, например, от 1 до 20, до 100 или больше — зависит от возраста игроков). Далее игроки меняются листами и начинается игра. Один игрок называет произвольное число, другой в это время пытается найти это число на ладошке соперника, а первый тем временем быстро ставит крестики в клеточках на своем листе, начиная с верхней левой клетки. Побеждает тот, кто быстрее заполнит крестиками все клетки своего поля. Можно облегчить игру, оставив свои ладошки игрокам, тогда цифры искать будет легче. Данная игра может стать отличной заменой знаменитому тренажеру внимания – «Таблицы Шульте» 2. Крестики-нолики на бесконечном поле Освободиться от предопределенности результата в Крестиках-ноликах позволяет расширение поля игры. На бесконечном поле играющие по очереди ставят свой знак (крестик или нолик). Игра заканчивается, когда один из играющих выигрывает или если поле заканчивается. Выигрывает тот, кому удается выстроить пять своих знаков по одной линии, прямой или диагональной. Игра способствует развитию внимания, умения анализировать и планировать свои действия. 3. Морской бой Целью данной игры является уничтожение объектов (кораблей) противника. Играют двое человек. События игры происходят на 2-х квадратных полях размером 10х10. Одно из полей — ваше, другое — соперника. На одном поле вы расставляете свои корабли и по ним наносит удары противник. На втором поле отмечаете точки нанесения ударов по противнику. Ваши вооруженные силы, как и силы противника содержат следующие объекты (корабли): 1 палубный (размером 1 клетка) — 4 штуки 2-х палубный (размером 2 клетки) — 3 штуки 3-х палубный (размером 3 клетки) — 2 штуки 4-х палубный (размером 4 клетки) — 1 штука. Корабли не могут расставляться вплотную, то есть между двумя соседними кораблями должна быть как минимум одна свободная клетка. Когда все приготовления закончены и корабли расставлены, пора начинать битву. Вы выбираете на поле противника клетку и «стреляете» в этот квадрат, называя букву и цифру удара. Если вы потопили корабль противника, то соперник должен сказать «убил», если вы ранили корабль (то есть вы попали в корабль имеющий больше чем одну палубу), то соперник должен сказать «ранил». В случае попадания в корабль соперника, игрок получает дополнительный ход. Игра заканчивается, когда один из ее участников теряет все корабли. 4. Танчики 2 Другой вариант игры «Танчики» способствует развитию зрительно-моторной координации и пространственного мышления. Два игрока рисуют по 7-10 танчиков или звездолетов, каждый на своей половине двойного тетрадного листа (лучше не в клеточку, а в линейку или пустого А4). Расставив армию, игроки начинают обстреливать друг друга следующим образом: выстрел рисуется на своей половине поля, затем лист складывается ровно посередине, и выстрел, видимый на просвет, отмечается на второй половине поля. Если он задел танк, тот подбит (второе подбивание фатально), а если попадал точно в него, танк сразу уничтожен. Каждый удачный выстрел дает право на следующий ход. После предварительной пристрелки, игра очень быстро переходит в стадию блиц-крига, а точнее, стремительной развязки. Побеждает, естественно, тот, кто первым расстрелял армию соперника. 5. Точки Точки — игра на смекалку для двух или четырех человек. Однако лучше всего играть только вдвоем. Для каждого игрока необходимо взять ручку, карандаш или фломастер своего цвета. Цель игры в том, чтобы соединить нарисованные линии в фигуры, тот игрок, который создаст наибольшее число фигур, выигрывает игру. Для начала создайте поле на чистом листе бумаги, нарисуйте горизонтальные и вертикальные линии из маленьких точек на одинаковом расстоянии друг от друга. Очень быстрая игра состояла бы из десяти вдоль и десяти точек поперек. Вы моете сделать поле как угодно большим или маленьким, в зависимости от уровня игры и числа игроков. Как только поле создано, каждый игрок по очереди делает ход, рисуя по одной линии сразу, соединяющей две точки. Точки можно соединять по горизонтали или по вертикали, но иногда — по диагонали. Как только игрок заканчивает квадрат, он ставит свои инициалы внутри квадрата и получает следующий ход, и так далее, пока ему удается создавать квадрат с помощью одной дополнительной линии. В этой игре возможны две стратегии: во-первых, можно мешать противникам создавать квадраты. Во-вторых, можно формировать поле так, чтобы иметь возможность создавать большое число квадратов с помощью одной дополнительной линии. 6. Квадраты Игра способствует развитию зрительно-моторной координации, внимания, пространственного мышления и навыкам устного счета. Правила: Бросьте 2 кубика, нарисуйте по клеточкам квадрат или прямоугольник со сторонами, сгенерированными кубиками. Следующий прямоугольник должен быть присоединен к вашей существующей территории. Первый квадрат игрока помещается в угол, квадрат противника — в противоположный. Если игрок не может нарисовать сгенерированный квадрат, он пропускает ход. Игра считается законченной, когда все пространство листа занято. Побеждает тот, у кого больше квадратов. Для усложнения игры можно ввести дополнительные правила: к выпавшей на кубиках комбинации прибавлять предыдущее выпавшее число, бросать один кубик и умножать выпавшее число на 2,3, 4, 5. 7. Муха Развитие концентрации внимания, зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве на плоскости. Правила игры: лист бумаги расчерчивается на девять квадратов, на один из них кладётся или рисуется фигурка мухи. Взрослый даёт устную инструкцию «Муха полетела вверх, налево, вниз, опять налево. Откуда муха вылетела?» Задание выполняется двумя способами: на листе бумаги и на полу, и имеет несколько уровней сложности. На листе бумаги:
«Палач» — еще одна популярная головоломка, созданная специально для двух игроков. Для этой игры вам понадобятся чистая бумага и ручка. Первый игрок задумывает слово. Это должно быть существующее слово, и игрок должен быть уверен, что другой игрок знает это слово и знаком с его написанием. Он изображает ряд пустых мест, необходимых для написания слова. Затем рисует следующую схему, которая изображает виселицу с петлей. Игра начинается, когда второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если он угадывает, первый игрок пишет ее в нужном незаполненном месте. Если в слове такой буквы нет, он пишет эту букву в стороне и начинает дорисовывать виселицу, добавляя к петле круг, изображающий голову. Противник продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает все слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть туловища к виселице. Если туловище нарисовано раньше, чем противник может угадать слово, первый игрок побеждает. Если противник отгадывает слово правильно до того, как туловище нарисовано полностью, побеждает он, и тогда наступает его черед задумать слово. 9. Чепуха Простая на первый взгляд игра «Чепуха» несет в себе глубокий смысл, если поиграть в нее всей семьей. Каждый игрок получает лист бумаги и пишет вверху ответ на вопрос «Кто?» (Винни-Пух, кот Бегемот, сосед дядя Вася и т.п.). Затем ответ загибается таким образом, чтобы его нельзя было прочитать, и листки передаются по кругу. Следующий вопрос — «С кем?». Затем следуют: «Когда?», «Где?», «Что делали?», «Что из этого получилось?» Когда все ответы написаны, бумажки разворачиваются и прочитываются. «Так какой же во всем этом смысл?» — спросите вы. Если вся семья хохочет над получившейся чепухой, если родителям и детворе интересно и весело вместе — не в этом ли самый главный, самый важный смысл любых семейных игр?
|