Маленькой поступью на пути к большой игре |
Занятия с детьми | |||
Автор: Чебыкина Екатерина Валерьевна | |||
02.03.2023 15:18 | |||
Маленькой поступью на пути к большой игре «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский Наш детский сад реализует образовательную программу, основанную на программе дошкольного образования «ПРОдетей», которая ориентирована на детей 3–7 лет и опирается на культурно-исторический подход к образованию детей дошкольного возраста, принципы культурно-исторической теории, разработанной знаменитым советским психологом Львом Семеновичем Выготским, его коллегами, учениками и последователями.
Программа построена с учетом образовательных методов, созданных в рамках этого подхода, а также авторских технологий, которые отличаются детальной проработкой, множеством вариантов реализации, последовательным и неуклонным использованием детской игры как реального контекста обучения. Детская игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника и находится в центре программы «ПРОдетей» как самостоятельная ценность. Основной акцент сделан на развитых формах сюжетно-ролевой игры. К сюжетно-ролевой игре не относится манипулирование с предметами детей раннего возраста, в ходе которого закладываются предпосылки ролевой игры, не включаются также и игры с правилами (например, подвижные, спортивные, настольные и дидактические), которые свойственны детям младшего школьного возраста и естественным образом возникают как продолжение ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра, несмотря на свою ведущую роль в детском развитии, не рассматривается как имманентно присущая всем детям дошкольного возраста. Она не появляется и не развивается сама по себе, хотя детям очень нравится играть и, конечно, у дошкольников присутствуют все предпосылки для развития игры. Однако без определенной поддержки такая деятельность не осуществится. Детской игре отведено особое место в программе, причем большое внимание уделяется роли взрослого в поддержке игры с целью формирования ее развитой формы. Важной частью этой поддержки является формирование у детей умения планировать свою игру. Д. Б. Эльконин отмечал планирование как отличительную черту развитой формы игры, описывая игру старших детей как преимущественно состоящую из развернутых обсуждений, кто, что и когда будет делать в течение последующего относительно короткого периода проигрывания задуманного. Подобно другим компонентам игры, планирование ролей и сценария также нуждается в поддержке взрослого. Организуя и поддерживая игру, воспитатель выполняет несколько педагогических задач. Основной из них является формирование у детей умения играть, которое включает в себя ряд компетенций, как когнитивных, так и социально-эмоциональных. В частности, к их числу относится способность к символическому замещению, а также способность принимать на себя роль и подчиняться правилам игры. Особенности предметно-развивающей среды определяются важностью развития у дошкольников навыков ролевой игры. Дети могут организовывать игру не только в одном отведенном для этого центре активности, но также и в других центрах, что напрямую влияет как на наполняемость центров, так и на их расположение в пространстве группы. При организации сюжетно-ролевой игры предпочтение отдается неоформленному игровому материалу с использованием многофункциональных предметов. Примеры неоформленного материала, из которого дети могут сделать игровой материал самостоятельно или с помощью воспитателя: цветная и оберточная бумага, обои и т. п.; картонные коробки различных размеров; втулки от туалетной бумаги и бумажных полотенец; куски ткани различных размеров (большие куски могут использоваться для костюмов); отрезки ПВХ-труб. Примеры многофункциональных предметов, которые можно использовать для создания различного игрового материала: бумажная или пластиковая посуда (тарелки, стаканы); ширмы; кубики, колечки от пирамидок. Итак, подготовку к нашей большой игре мы начали с опроса детей, во что бы они хотели поиграть. И, надо сказать столкнулись при этом с определенными трудностями. Дети перечисляли центры активности, называли героев компьютерных игр и просто озвучивали деятельность, которую они обычно предпочитают (рисовать, строить и т. д.). И только после наводящих вопросов получилось-таки сформулировать примерные игры. Кто-то из детей сказал, что хотел бы печь разные пирожные. На что последовал вопрос: «Где это может происходить в обычной жизни?». Таким образом, в нашем списке появилась игра «Кафе». Далее дети голосовали за какую-либо одну игру. Процедура голосования проходила следующим образом: каждый ребенок брал в руки по одному пластиковому шару, что символизировало право одного голоса. После того, как озвучивалась понравившаяся в списке игра, каждый приносил свой шарик в пустой контейнер. В итоге, наибольшее количество голосов набрал «Отдел полиции». Следующий этап игровой деятельности – составление паутинки, где прописываются тема, роли, действия в роли и необходимые атрибуты для игры. Это делается на общем сборе совместно с детьми. В начале это вызвало определенные затруднения, так как представления детей в данной области были минимальными. На вопрос: «Кто работает в полиции?» ими был дан краткий однозначный ответ – «полицейский». Соответственно возникла необходимость в расширении их кругозора по данной теме, создании условий, подготавливающих детскую игру. Обогащать жизненный опыт детей мы начали со чтения художественной и познавательной литературы: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным», Н. Н. Носов «Милиционер», Н. Рязанова «Сказка про строгого милиционера», С.В. Михалков «Дядя Степа». Также рассматривали иллюстрации и картинки по теме, смотрели видеофильм о работе сотрудников полиции, подготовленный для нас родителями. Таким образом, получая новые знания, мы периодически пополняли нашу паутинку. Параллельно с этим начали создавать условия, обеспечивающие игру: обогащать, трансформировать развивающую предметно-пространственную среду. Вносили в группу различные предметы, которые могли бы нам послужить в дальнейшем атрибутами в игре: коробки, упаковки различного размера, шнурки, втулки, модули, ленты, разнообразные виды бумаги, разноцветный скотч и т. д. Также в качестве средообразующего материала послужили нам предметы, которые используют в своей работе настоящие сотрудники полиции. Несколько семей в нашей группе имеют непосредственное отношение к данной сфере, поэтому мы имели возможность познакомиться со многими интересными вещами: рациями, наручниками, жезлами сотрудников ДПС и т.д. Наряду с этим, в совместной и самостоятельной деятельности, мы с детьми изготавливали необходимые для той, или иной роли предметы. Например, компьютеры, бронежилеты, макеты служебного транспорта, рамку металлоискателя, турникет, таблички и вывески, документы. Очень важным моментом при подготовке к большой игре является обогащение игрового опыта детей. На данном этапе велика роль воспитателя, поскольку приходится разыгрывать различного рода мини-сюжеты, демонстрировать телефонные и ситуативные разговоры. Как, например, посетитель паспортного стола и его сотрудники, врач медсанчасти и сотрудник полиции, потерпевший и дежурный отдела полиции, участковый и правонарушитель. Три недели мы живем в интересном для всех нас мире игры. За этот период нами было обнаружено и раскрыто несколько «правонарушений». По итогу разбирательств были назначены исправительно-трудовые работы и рисование нарушенных правил. Но, увы не все «дела» нам удалось раскрыть, Обстоятельства дела: под подушкой одного из ребят после сон часа была обнаружена конфета, которую исследовали криминалисты на наличие отпечатков пальцев. Преступник так и не был найден, но данная ситуация сподвигла нас на создание базы отпечатков пальцев всех жителей группы. К рассмотрению факта нарушения любого группового правила в дежурную часть незамедлительно поступает звонок и на место происшествия выезжает оперативная группа. Опрашиваем свидетелей, вызываем повесткой в отдел полиции, отпускаем под подписку о невыходе из группы вечером, рисуем нарушенные правила — создаем кодексы (своды правил поведения в помещениях группы и на улице). Дети уже примерили на себя роли кинологов, судмедэкспертов, обслуживающего персонала в лице уборщицы и дворника, сотрудников ДПС, сотрудника дежурной части, повара придорожного кафе, бухгалтера т. д. У детей появляется понимание, что заработная плата выдается по объему выполненной работы. Но не так просто попасть в ряды полиции, для этого нужно обязательно пройти медицинскую комиссию, а на занятиях по физкультуре успешно сдать нормативы по физической подготовке. Считаем, что все основные этапы по подготовке нами пройдены и дети готовы к настоящей большой игре, когда каждый ребенок принимает на себя определенную роль и, с удовольствием погружается в по-настоящему удивительный, волшебный и захватывающий мир игры.
|