Имитационная игра «Фабрика процессов для детей старшего дошкольного возраста», как средство развития бережливого мышления «Гирлянда из разноцветных флажков». |
Занятия с детьми | |||
Автор: Бодякшина Виктория Николаевна | |||
19.02.2023 19:57 | |||
Имитационная игра «Фабрика процессов для детей старшего дошкольного возраста», как средство развития бережливого мышления «Гирлянда из разноцветных флажков». С 2021 года наш детский сад является инновационной площадкой нижегородского института образования по теме: «Бережливое мышление дошкольников». Педагоги детского сада №34 с. п. Селекционной станции разработали и апробировали сценарий имитационной игры «Фабрика процессов для детей старшего дошкольного возраста». Фабрика процессов это образовательная площадка, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Она знакомит детей со сложными проблемами, такими как потери времени из за различных факторов. В форме коллективной игры мы знакомим детей как выявлять потери и планировать свою деятельность. Пространство фабрики процессов делится на две зоны: информационная и производственная. Перед началом игры тренер (воспитатель) проводит подготовительный этап в информационной зоне, который включает в себя ознакомление детей с фабриками и заводами нашего города. Знакомство детей с общими правилами игры, регламентом фабрики процессов, этапами и временем их прохождения, количеством игровых раундов, распределением ролей. У каждого из участников своя роль, своя зона ответственности. Роли между детьми могут быть распределены по желанию детей или по усмотрению тренера. Всего на нашей фабрике работает 7 рабочих. Стоит отметить что у каждого рабочего свое рабочее место и спец одежда. Столы обозначены соответствующими для профессии иллюстрациями. Фабрика процессов проходит в три раунда. Главной задачей первого раунда является выявление не эффективного процесса. Тренер объявляет начало раунда, используя песочные часы. Объясняет детям, что существует определенный промежуток времени за который они должны выполнить заказ. А именно собрать гирлянду из 8 разноцветных флажков, располагая цвета в определенном порядке друг за другом. Из информационной зоны дети переходят в производственную, в которой они приступают к работе. Тренер напоминает о правилах безопасности. Первая задача – это получение на складе необходимого материала и инструментов для работы. Кладовщик выдает материал, каждому игроку согласно его роли. Разметчик получает на складе материал: лекало (трафарет), картон и мел (карандаш). Закройщик получает ножницы. Дырокольщик –дырокол. Сортировщик-контейнеры с указанием цвета. Сборщик- ленту. А упаковщик получает упаковку для готовой продукции (пакет, коробка). После окончания первого раунда команда собирается в информационной зоне для обсуждения. Тренер на доске фиксирует полученный результат. В ходе обсуждения дети отмечают, что не смогли достичь желаемого результата и выявляют следующие потери: Отсутствие порядка на складе, что и вызвало ожидание при получение материалов и инструмента для работы. Некоторые дети столкнулись с проблемой неготовности и неисправности инструментов. На пример разметчик выявил проблему в карандаше, которым обводил лекало. А дырокольщика подвел дырокол. В ходе обсуждения каждый ребенок может высказать свое мнение, таким образом у детей развивается бережливое мышление. После обсуждения детям дается десятиминутный перерыв. В это время тренер внедряет все выявленные детьми улучшения. На складе наводится порядок, происходит замена неисправного инструмента. Второй раунд начинается с обсуждения в информационной зоне. Дети проговаривают свою задачу. Затем переходят в производственную зону. Во втором раунде дети продолжают выполнять свои роли, за то же время, но с внесенными улучшениями. Заказ так же не был выполнен и дети не справились с поставленной перед ними задачей во втором раунде. После чего участники вновь переходят в информационною зону обсуждения. Тренером фиксируется на магнитной доске результат второго раунда. В ходе обсуждения дети рассказывают о выявленных проблемах второго раунда. Тренер, на подготовленном заранее ватмане с расстановкой рабочих мест, предлагает каждому участнику нарисовать траекторию своего движения во время работы. Дети выявляют проблему –лишнее перемещение. С помощью наглядного примера мы знакомим детей с инструментом бережливого производства – диаграммой спагетти. В ходе обсуждения, дети предлагают свои пути решения данной проблемы. А именно перестановку рабочих столов таким образом, что бы было удобно передавать деталь друг- другу. После чего детям предоставляется 10 минутный перерыв. За это время тренер вносит улучшения. Переставляет рабочие столы так, чтобы во время игрового цыкла, детям не приходилось делать лишних движений. Третий раунд также начинается с обсуждения в информационной зоне. Тренер напоминает детям поставленную задачу. Время выполнения и роли остаются неизменными. Детям предлагается ознакомиться с внесенными улучшениями. В третьем раунде дети передают на склад упакованную гирлянду, что означает, что они справляются с заказом за отведенное время. Тренер благодарит детей за работу. Предлагает вспомнить чем они сегодня занимались, какова была задача фабрики, почему не получилось изготовить гирлянду сразу, что помешало, что такое потери, с какими потерями познакомились сегодня, что такое ожидание, излишние запасы, лишние перемещения, стоит ли устранять потери, каким образом удалось устранить потери?
|