СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Архиреева Елена Ильинична Бойко Лариса Федоровна | |||
11.01.2023 09:29 | |||
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.
МБДОУ ЦРР – детского сада № 13, МО города Новороссийска Новороссийский социально-педагогический колледж (НСПК) многие годы является для нас надежным партнером в рамках реализации ранней профориентации дошкольников. С 2011 года мы совместно отработали три инновационных проекта в данном направлении. Это была долгая и плодотворная работа. Техническое творчество — перспективное направление развития детей дошкольного возраста, поскольку данное направление позволяет реализовывать компетентностный подход, развивать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников, способствовать развитию системности мышления, комплексно подходить к решению реальных практических задач. Сетевое взаимодействие является современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Так в 2019 году появился новый, совместный инновационный проект: «Реализация сетевой модели «Детский сад – педагогический колледж» как средство успешного развития технического творчества детей дошкольного возраста». Главной отличительной особенностью модели сетевого взаимодействия дошкольного образования явилось то, что она была создана не просто для обмена ресурсами, а на основе формулирования общей цели и задач ее участниками и совместного использования ресурсов для ее реализации. Это позволило расширить границы и создать максимально вариативное образовательное пространство, позволяющее всем участникам проекта проявить свою субъектность, оценить собственные возможности, создать индивидуальные маршруты достижения результата в развитии технического творчества детей старшего дошкольного возраста. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом. Отличительными особенностями развития детей в объединениях технического творчества является то, что данная кружковая деятельность осуществляется в рамках волонтерского движения студентами педагогического колледжа. Необходимым условием обеспечения эффективности реализации инновационного проекта на начальной стадии явилось проведение SWOT-анализа – оценки слабых и сильных сторон деятельности как ДОО, так и НСПК, оценки возможностей и предостережения от опасностей. Мы пришли к выводу, что прежде всего дошкольное учреждение нуждается в высококвалифицированных, творчески мыслящих специалистах, владеющих современными педагогическими технологиями, способных не только гибко адаптироваться к новой среде, но и активно ее преобразовывать, создавая новые возможности. С это целью НСП колледж организовал курсы повышения квалификации по теме: «Робототехника как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» в объём 16 часов, которые прошли абсолютно все воспитатели ДОО. А также определили направления работы:
В дошкольном учреждении идея создания кружка технического творчества вышла из инициативы детей. Самый популярный кружок, согласно мнению детей, – это кружок по созданию мультфильмов. С этой целью приобретена мультстудия, создан кабинет развития технического творчества дошкольника, обучены педагоги творческой группы. Ребята самостоятельно придумывают сюжет мультфильма, составляя рассказы, которые педагог помогает записать, распределяют роли по его озвучению и с помощью LEGO – технологии создают мультфильм. Это направление стало очень востребованным, поэтому появилась потребность в поиске новых форм работы в данном направлении. Специфика данной деятельности предполагает активное сотворчество взрослого и детей, которые сближаются в стремлении к достижению единой цели – реализации творческого замысла, создании продукта, выполненного по критериям добра и красоты и получении эмоционального отклика зрителей. Конечный результат работы – сборник мультфильмов, созданных детьми старшего дошкольного возраста и студентами НСПК о профессиях города и нашего края, который стал очень важен для образовательного процесса детского сада, а в частности для детей дошкольного возраста. В процессе просмотра мультфильмов у детей младшего дошкольного возраста увеличилась концентрация и объем памяти. Обогатился пассивный словарь, который со временем и при правильном стимулировании, станет активным: дети использовали услышанное в ходе просмотра мультфильма для обозначения своего состояния, для построения все более распространенных предложений. Коллективом педагогов дошкольного учреждения разработаны методические рекомендации «Организации сетевого взаимодействия «ДЕТСКИЙ САД — ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» в рамках развития технического творчества дошкольников», методические пособия: «История сотрудничества» (опыт работы в рамках взаимодействия ДОО с Новороссийским социально-педагогическим колледжем); «Знакомство с профессиями» в рамках ранней профориентации дошкольников. Все методические разработки, мультфильмы, созданные детьми, а также детско-родительский журнал «Юный исследователь» (который выходит 1 раз в два месяца) можно найти на официальном сайте дошкольного учреждения. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и другими социальными партнерами, а также процесс отражения в них опыта друг друга, отображение процессов, которые происходят в системе образования в целом. Результатам этой деятельности будет создана программа развития технического творчества детей дошкольного возраста в рамках кружковой работы мультстудии и LEGO – техники. Таким образом, в результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе сетевого взаимодействия с НСПК, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в развитии региона.
|