Авторское пособие «Чудесная пирамида»
Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Ясли – сад №8 «Калинка» г. Свердловска
Воспитатель: Ярославская Снежана Васильевна 2022г.
Описание пособия.
«Чудесная пирамида» изготовлена с разноцветной ткани и картона. Имеет шесть колец разного цвета.
На каждом кольце нашиты карманчики соответственного цвета. В этих карманчиках размещают всевозможный материал:
- геометрические фигуры, цифры, знаки;
- предметные, сюжетные картинки, фишки звукового анализа слова;
- полоски – схемы состава предложения, слоги и т.д.
Пособие имеет петельку, с помощью которой пирамиду можно расположить в любом месте группового помещения в детском саду.
Скачать конспект
Главная цель пособия – помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям в создании вокруг ребёнка развивающего пространства, решения отдельных заданий содержательных линий развития дошкольников «Речь ребёнка», «Дошкольник в сенсорно — познавательном пространстве».
«Чудесная пирамида» имеет многофункциональное назначение. Используется во время занятий развития речи, грамоты, логико-математического развития, а также доступна детям для самостоятельных игр в повседневной жизни.
С помощью пособия дети закрепляют свои знания, которые получили в организованной образовательной деятельности. Используя «Чудесную пирамиду», педагог решает развивающие, обучающие, воспитательные задания.
Предложенные игры и упражнения помогут организовать интересные занятия, во время которых дети получают возможность шаг за шагом познавать окружающий мир.
«Чудесная пирамида»
Оборудование:
- Набор карточек для логико — математического развития.
- Набор карточек для развития речи.
- Набор карточек для обучения элементов грамоты.
Многофункциональное пособие можно использовать во всех возрастных группах, как в организованной деятельности (занятиях), так и в свободной деятельности детей повседневной жизни.
Общеобразовательные задачи пособия:
Развивающие:
- Развивать умения размышлять, высказывать свои суждения, мыслить креативно, экспериментировать.
- Способствовать развитию памяти, длительности запоминания.
- Поддерживать желания ребёнка адекватно оценивать свои достижения.
Воспитательные:
- Воспитывать базовые качества личности (самостоятельность, рассудительность).
Обучающие:
- Обогащать, расширять, систематизировать представления, знания, навыки ребёнка.
- Совершенствовать умения использовать полученные знания для дальнейшего обогащения личного опыта.
- Формировать обще – познавательные умения (наблюдать, анализировать, выделять главное, сравнивать, запоминать, видеть проблему, рассуждать о ней, решать её, осмысливать материал).
- Осуществлять наипростейшие формы контроля своей деятельности, проверки выполненного, внесение нужных поправок, исправление ошибок.
Задачи организованной деятельности развития речи.
- Развивать умения детей понимать и употреблять слова для обозначения на карточках названия предметов, их признаки, количество, действия.
- Формировать умения точнее подбирать слова на обозначения качества предметов и явлений.
- Продолжать расширять словарь детей обобщающими понятиями (растения, животные, мебель и т.д)
- Учить подбирать слова для более точного выражения своего мнения.
- Упражнять в умении подбирать антонимы к словам, продолжать работу над лексичным (смысловым) значением слова.
- Продолжать знакомить детей с явлением многозначности слов, учить понимать и разъяснять значение этих слов.
- Продолжать учить грамматично правильно соединять слова при построении высказываний.
- Побуждать детей к образованию других грамматических форм слова.
- Упражнять в употреблении предложений разного типа.
- Учить применять разные типы связи между частями сложных предложений.
- Воспитывать критическое отношение к грамматическим ошибкам как у собственной, так и в чужой речи, стремиться к правильной и грамотной речи.
- Ознакамливать детей с основными единицами речи:
- «предложение», «слово», «слог», «звук»
- учить правильно использовать их и закреплять эти знания.
- Учить выделять из потока слов предложение, воспринимать его как несколько связанных по содержанию слов, которые высказывают законченную мысль.
- Разделять предложение на слова, моделировать его по схеме предложения.
- Учить определять звуки в словах, место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
- Закреплять знания гласных и согласных звуков на основании представления различия их образования.
- Учить делить на слова на слоги, ориентируясь на гласные звуки.
- Определять количество и последовательность слогов.
- Понимать зависимость значения слова от порядка слогов в нём.
- Определять ударение и безударные слоги в словах.
- Замечать смысловую роль ударения.
- Учить составлять сложные схемы и подборе слов к этим схемам.
- Знакомить с понятием твёрдые и мягкие согласные звуки.
- Учить составлять и выкладывать на слух звуковой анализ слова. Строить звуковые схемы слов из фишек относительно порядка и характеристики звуков в словах.
- Привлекать детей к составлению рассказов – описаний предметны картинок.
- Расширять опыт детей в составлении разных видов сюжетных рассказывании. Постепенно усложняя подбор приёмов обучения сюжетного рассказывания.
- Формировать умение строить связные монологичные высказывания разных типов (рассказы – описания, сюжетные рассказы по картинкам, рассказы из личного опыта, творческие рассказывания на заданную тему, пересказывания).
- Учить составлять рассказы – суждения, рассказы – сочинения и рассказы – пояснения.
Задачи организованной деятельности логико – математического развития детей дошкольного возраста.
- Учить показывать и называть числа от 1 до 10, выполнять счёт в прямом и обратном порядке, от заданного числа, называть и показывать числа – соседей.
- С помощью карточек с разными знаками упражнять в сравнении двух множеств по количеству, умении определять «на сколько больше?», «на сколько меньше?», «поровну», «столько же».
- Образовывать равенство с неравенством.
- Учить выполнять наипростейшие устные вычисления, упражнять в решении несложных и логических задач в пределах 10.
- Упражнять, с помощью карточек, в использовании простых логичных приёмов (обобщение, систематизация, классификация и др), связанных с формированием элементарных математических представлений.
- Привлекать детей к построению простых выражений с помощью союзов: и, ли, если, то и др.
- Формировать интерес к логико – математической деятельности, привлекать детей к применению полученных знаний и умений в пособии.
- Формировать умение сравнивать предметы по величине, длине, классифицировать их по определённым параметрам.
- Знакомить детей с основными единицами измерения длины, закреплять знания детей с помощью «Чудесной пирамиды».
- Уточнять и расширять представления детей о геометрических фигурах, их свойства: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник.
- Учить размещать предметы в пространстве: вверху, внизу, вправо, влево, посередине.
- Упражнять детей в определении предметов относительно себя.
«Подбери схему к слову»
Цель: активизировать знания детей о звуковом построении слова; учить выкладывать фишками звуковой анализ слова.
Оборудование: «пирамида», карточки – картинки, фишки звукового анализа слова.
Воспитатель предлагает детям выложить фишками звуковой анализ слова, показывая и произнося первый, второй, третий и др. звуки, характеризуя их, — гласный, согласный, мягкий, твёрдый.
«Живые слоги»
Цель: учить детей соединять слоги в слова и читать их; развивать мышление, проводить подготовку к чтению.
Оборудование: «пирамида», карточки со слогами слов.
Педагог предлагает детям рассмотреть карточки со слогами, и попробовать сочинить из них слова: мо-ре, де-ре-во, лу-на, ко-за, и др.
«Сколько предметов?»
Цель: закреплять знания детей о количественном составе числе, сравнивать его с числом; упражнять в умении считать, в счёте слева – направо.
Оборудование: «пирамида», предметные карточки, цифры.
Задания:
- Посчитать количество предметных карточек, выложенных на пирамиде и обозначить необходимой цифрой.
- Посчитать предметные карточки слева – направо, справа – налево.
«Слоги и ударение»
Цель: Учить детей выкладывать карточки-схемы с ударением по картинке.
Оборудование: «пирамида», карточки-схемы, карточки-картинки.
Педагог выкладывает карточку-картинку на пирамиду. Ребёнку предлагается подобрать к картинке карточку-схему с необходимым ударением.
«Быстро дополняй»
Цель: учить делить слова на слоги, и складывать из слогов слово.
Оборудование: «пирамида», карточки с буквами, карточки-картинки, карточки-схемы со слогами.
Воспитатель выкладывает карточку-картинку на пирамиду. На столе у детей есть набор карточек с буквами. Дети вслух находят, что нарисовано на карточке, обозначают сколько букв и звуков. Педагог предлагает выложить это слово буквами и определить, сколько слогов в слове. Дети выкладывают на пирамиде карточки-схеми с ударением.
«Подумай, не спеши»
Цель: Учить детей самостоятельно составлять рассказы-описания с двух – трёх предложений.
Оборудование: «пирамида», предметные картинки.
Воспитатель выкладывает предметную картинку на пирамиду. Детям предлагается рассмотреть эту картинку и попробовать составить рассказ-описание с нескольких предложений.
«Составь рассказ – сказку»
Цель: Продолжать учить детей составлять рассказы по сюжету, развивать диалогическую и монологическую речь.
Оборудование: «пирамида», сюжетные картинки.
Педагог предлагает одному или подгруппе детей составить рассказ-сказку по сюжетным рисункам.
«Квадрат и его друзья»
Цель: Продолжать закреплять названия геометрических фигур, их признаки и отличия; учить классифицировать геометрические фигуры.
Оборудование: «пирамида», круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, многоугольник разных размеров и цветов.
Задания:
- Выложить в ряд геометрические фигуры с углами.
- Выложить в ряд геометрические фигуры без углов.
- Выложить в ряд большие геометрические фигуры.
- Выложить в ряд маленькие геометрические фигуры.
- Выложить в ряд геометрические фигуры по цветам.
- Выложить в ряд геометрические фигуры, которые нравятся детям.
- , но короче маленькие круги и тому подобное.
«Чудесная пирамида и палочки Кюизенера»
Цель: Закреплять знания детей о длине, величину и ориентировку в пространстве.
Оборудование: «пирамида», палочки Кюизенера.
Задания:
- Выложить сверху, на зелёную полоску пирамиды, только те палочки, которые длиннее белых, но короче зелёных.
- Выложить на синюю полоску пирамиды те палочки, которые длиннее коричневых, но короче синих.
- Выложить синие палочки на жёлтую полоску пирамиды, оранжевые — сверху синих, красные палочки – слева от синих, чёрные – справа от синих, снизу, от синих – жёлтые.
- Выложить на красную полоску пирамиды палочки от короткой до самой длинной.
- Выложить от большой палочки к маленькой на синюю полоску пирамиды.
|