Приемы подготовки руки к письму у дошкольников |
Занятия с детьми | |||
Автор: Борисенко Марина Владимировна, Понушкова Вера Васильевна | |||
25.10.2022 12:25 | |||
Приемы подготовки руки к письму у дошкольников Цель: развитие мелкой моторики руки, отработка дифференциации правых и левых частей тела, формирование ориентации в окружающем пространстве. Учить детей правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо уже в подготовительный к школе период. Когда начнётся непосредственно письмо- новая и трудная для ребенка деятельность. Делать это гораздо труднее. У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка — у леворуких детей.
Умение различать правую и левую стороны- важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений. Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:
После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:
Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.
Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бусин на нитку, застегивание и растегивание пуговиц, кнопок, крючков. Е. Н. Потапова преолагает оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (барзатной) вырезать буквы и наклеть их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильное (осязательное) кинестетическое (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20-е годы. Готовя ребенка к школе нужно проводить еще и такие задания. Детям предлогаются карточки с различными фигурами (круг, квадрат, точка, крестик) и задания к ним. Например:
Готовить руку ребенка к письму следует поэтапно до поступления ребенка школу. Тогда овладение письмом как новой деятельностью, пройдет легче. Воспитатель
|