Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приемы подготовки руки к письму у дошкольников
Занятия с детьми
Автор: Борисенко Марина Владимировна, Понушкова Вера Васильевна   
25.10.2022 12:25

Приемы подготовки руки к письму у дошкольниковПриемы подготовки руки к письму у дошкольников

Цель: развитие мелкой моторики руки, отработка дифференциации правых и левых частей тела, формирование ориентации в окружающем пространстве.

Учить детей правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо уже в подготовительный к школе период. Когда начнётся непосредственно письмо- новая и трудная для ребенка деятельность. Делать это гораздо труднее.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка — у леворуких детей.

 

Скачать конспект

Умение различать правую и левую стороны- важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

  • показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.
  • Поднять то правую руку, то левую руку. Взять предмет то левой рукой, то правой рукой.

После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

  • Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:

  • Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя? или положи книгу слева от тебя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнит, что справа это ближе к правой руке, слева- ближе к левой.
  • Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.
  • Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле право руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
  • ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать где находится ручка по отношению к книге- справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.
  • Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа-ручку и т.д.
  • Трудности в письме связаны прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.

Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.

  • Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учиться держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и скоординированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
  • Можно предложить ребенку копировать понравивщиеся рисункина ропзрачную бумагу. Очень полезны арнаменты и узоры, так как в них присуьствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
  • Нельзя забыватпляеть о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мыштцы пальцев.
  • Существует интересный способ развитие пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппикацию.

Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бусин на нитку, застегивание и растегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Е. Н. Потапова преолагает оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (барзатной) вырезать буквы и наклеть их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильное (осязательное) кинестетическое (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20-е годы.

Готовя ребенка к школе нужно проводить еще и такие задания. Детям предлогаются карточки с различными фигурами (круг, квадрат, точка, крестик) и задания к ним. Например:

  • Написать букву, нарисовать фигурку, справаслева от вертикальной линии.
  • Положить кружок, справа от негстика по- нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.
  • Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.
  • Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку.

Готовить руку ребенка к письму следует поэтапно до поступления ребенка школу. Тогда овладение письмом как новой деятельностью, пройдет легче.

Воспитатель

  • Понушкова Вера Васильевна
  • Борисенко Марина Владимировна
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год