Авторское многофункциональное дидактическое пособие «Игровой островок» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Биктимирова Т.В. Чащинв Е.А Чурикова М.В. | |||
25.05.2022 09:27 | |||
Авторское многофункциональное дидактическое пособие «Игровой островок»
МБ ДОУ «Детский сад № 182» город Новокузнецк У детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) при различных нарушениях затрудняется пространственная ориентировка, задерживается формирование двигательных навыков, координации, что ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У детей наблюдаются сложности формирования сенсорных эталонов, слабость ориентировочно-зрительных реакций и зрительного восприятия и внимания. Особенности слухового восприятия характеризуются неустойчивостью ориентировочно-поисковых слуховых реакций. Часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосредоточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается. Память может быть нарушена в системе одного анализатора (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического.)
Поэтому, специалисты: учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель МБДОУ №182 разработали авторское многофункциональное дидактическое пособие «Игровой островок». Это систематизированные и модернизированные различные игры знакомые детям ранее и разработанные авторские игры с игровыми кубиками по правилам. «Игровой островок» — это многофункциональное дидактическое пособие, предназначенное для работы с детьми с ОВЗ. Оно включает в себя разнообразные игры, направленные на развитие зрительного восприятия, ориентировку в пространстве, развитие внимание, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, воображать, фантазировать, развивать творческие способности, мотивировать к учебной деятельности, уточнять знания о предметах и явлениях окружающей жизни. Особенность проведения игр заключается в том, чтобы ребенок самовыражался, самоутверджался, приобретал необходимые навыки. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности. Многофункциональность пособия заключается в том, что его можно использовать в коррекционной работе с детьми с ОВЗ разных возрастных групп (с 4 до 7 лет), разными специалистами в зависимости от поставленных задач, в различных видах детской деятельности. Дидактическое пособие состоит:
Как использовать пособие: Педагог выставляет перед ребенком (или микро группой детей) игровое поле, с игровыми кубиками. В соответствии с лексической темой, ребенок по инструкции педагога выбирает предметные картинки и выставляет на деревянные цилиндрики. В наборе есть 4 игровых кубика, которые можно использовать в различных играх, в зависимости от поставленных задач. Используя одну игру (одинаковый материал) можно решать сразу несколько задач по разным направлениям работы, разными специалистами. В процессе занятия ребенок пробует самостоятельно решать задачи различной сложности, находить свои ошибки, вносить исправления. В процессе игровых действий у ребенка развивается зрительное восприятие, мышление, связная речь, воображение и мелкая моторика. Примерный перечень дидактических игр используемых в работе с детьми Игры на развитие зрительного восприятия «Кто спрятался» Задачи: развивать умение выделять целостный образ предмета, учить выделять предметы в разных ракурсах. «Части предметов» Задачи: учить зрительным способом выделять часть предметов, уметь соотносить по цвету, величине. «Опиши животное» Задачи: учить описывать предметы по схеме, алгоритму. «Кто, что любит» Задачи: развивать мыслительные операции обобщения, учить анализировать, сравнивать. Игры на пространственную ориентировку «План — схема» Задачи: учить расставлять предметы по плану-схеме. «Расположи предметы по инструкции» Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости, в микропространстве, располагать предметы по инструкции. «Назови местоположение предметов» Задачи: учить ориентироваться на плоскости, называть правильными терминами местоположение предметов в пространстве. «Кто, где спрятался?» Задачи: учить использовать в речи пространственные предлоги. Игры на осязание и мелкую моторику «Обследуем предметы на ощупь по контуру» Задачи: развивать тактильную чувствительность пальцев, умение обследовать предмет, по контуру. «Расставь предметы по инструкции» Задачи: развивать мелкую моторику рук. «Угадай на ощупь» Задачи: учить выделять местоположение предметов с помощью осязания. «Играем в прятки» Задачи: учить ориентироваться на плоскости по инструкции с помощью осязания. Игры на развитие психических процессов «Найди предмет по заданным признакам» Задачи: развивать умение логически мыслить. «Найди недостающий предмет» Задачи: развитие произвольного внимания, слуховой памяти, мелкой моторики. «Картинка-загадка» Задачи: развитие произвольного внимания, пространственных представлений, мелкой моторики. «Запомни точно» Задачи: развитие словарного запаса, зрительной памяти, мелкой моторики, мышления. Использование в работе пособия «Игровой островок» способствовало развитию у детей с ОВЗ зрительного восприятия, сохранных анализаторов, развитию мелкой моторики пальцев рук, зрительно моторной координации, стимулировало самостоятельность, детскую инициативность и творчество детей, гармонизирует психоэмоциональное состояние дошкольников.
|