Открытое занятие в подготовительной группе «Играем в шашки» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Синчило Татьяна Викторовна | |||
13.05.2022 18:16 | |||
Открытое занятие в подготовительной группе «Играем в шашки» Цель: Обучение основам шашечной игры; познакомить детей с основами позиционной игры. Задачи:
Материал: презентация, наборы шашек, мягкие шашки.
Ход занятия: Магистр игры: Здравствуйте ребята! Я, Магистр игры. Сегодня я хочу поговорить о шашках. Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр, прежде всего, они стимулируют мыслительную деятельность, способствуют логическому мышлению, развивают пространственное воображение, память и внимание, формирует такое качество, как усидчивость. А еще вы почувствуете радость победы и в то же время, научитесь безболезненно проигрывать. Магистр игры: В русские шашки играют на 64х клеточной доске, на которой 32 поля белого и 32 поля черного цвета. Цель игры в шашки — уничтожить силы соперника. Магистр игры: Давайте сядем за столы, друг напротив друга и правильно поставим доску. Проверьте, а вы правильно расположили свои доски? Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное. Магистр игры: По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек) Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны) Магистр игры: На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей. Поставьте одну шашку в левый нижний угол, а другую в верхний правый угол. Теперь на клетки между ними выставьте шашки. Как называется эта диагональ? Ответ детей (Большая, или главная дорога одна) Магистр игры: Правильно, самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол. Магистр игры: Ребята, найдите на поле диагональ из двух клеток. Поставьте на них шашки. Это самые маленькие диагонали на доске. Сколько таких диагоналей на поле? (четыре: 2 чёрные и 2 белые). Теперь найдите диагонали, состоящие из трёх клеток. Сколько таких диагоналей на доске? На сколько клеток в них больше, чем в диагоналях, состоящих из двух клеток? Магистр игры: На каком цветовом поле ведётся игра? (на чёрном) Какой формы шахматная доска? (квадратная) Сколько раз можно перескочить через одну и ту же шашку? (1 раз) Магистр игры: Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Правила игры
Ребята, а когда партия считается законченной?
Выбор наиболее эффективного хода зависит от знаний приёмов шашечной борьбы, от оценки ситуации и находчивости игрока. А сейчас я познакомлю вас с одним приемом игры, который позволит вам быстро выяснить, кто победит. Магистр игры: Ребята, посмотрите на шашечную доску. Кто здесь выиграет чёрные или белые? Слайд 1. Магистр игры: Ребята, условия пока не известны и поэтому, нельзя сказать, кто выиграет, а кто проиграет. Если первыми ход делают чёрные, то они проигрывают. Посмотрите, белые и чёрные шашки стоят на одной вертикали. Чёрные делают ход к центру, стараются убежать от белых, белые делают ход на ту же вертикаль. Чёрные вновь пытаются убежать от белых, а белые продолжают идти навстречу чёрным. Но белые неминуемо встают на одну вертикаль с чёрными. Магистр игры: Оппозиция – это противостояние белой и черной шашек по вертикали (иногда по горизонтали или диагонали). Оппозиция бывает ближняя и дальняя. Кто захватывает оппозицию по вертикали, всегда выигрывает. При дальней оппозиции по горизонтали или диагонали шашкам оппонентам есть, где разминуться, поэтому важным является захват только ближней оппозиции. Проигрывает тот, кто сейчас сделает ход. Слайд 2. Магистр игры: Давайте рассмотрим другой вариант. Мы вновь видим одну белую и одну чёрную шашку. Чёрные делают ход первыми. Кто здесь выиграет? Попробуйте вы на своих досках сделать ходы и узнать, кто выиграет. Слайд 3. Ход белых. Если они воспользуются разменом, после которого становятся в оппозицию, а это выигрыш. Если идут 1.lc3 – проигрыш. Если идут 1.ef2 – ничья. Слайд 4. Ход белых. Выигрыш белых лежит через размен и оппозицию.
Слайд 5. Физкультминутка Вот окошко распахнулось (руки в стороны) Вышла кошка на карниз (имитация мягкой, грациозной походки кошки). Посмотрела кошка вверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх) Посмотрела кошка вниз (опустить голову, посмотреть вниз). Вот налево повернулась, (повернуть голову налево) Проводила взглядом мух (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху). Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика) И уселась на карниз. Магистр игры: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Кто быстрее расставит шашки на доске?» Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным. Не торопитесь, будьте внимательны, думайте. Игра в шашки требует спокойной обстановки. Вы сразитесь в честном бою на шашечных досках, самые умелые из вас выйдут победителями. Желаю вам успехов, удач и побед. Сейчас мы с вами проведем жеребьевку и узнаем, кто с кем будет играть или по другому «сражаться». Магистр игры: Один ребенок из пары берет 2 шашки: белую и черную, прячет их за спиной и перемешивает. Затем по команде вытягивает кулачки вперед, а другой ребенок выбирает. Объявляю шашечный турнир открытым. Пожали друг другу руки. Магистр игры: Подведение итогов.
|