Дополнительная общеразвивающая программа кружковой направленности «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Молчанова Ирина Александровна | |||
06.05.2022 10:33 | |||
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой направленности «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 46 «Жемчужина» г. Южно-Сахалинска Автор разработки: старший воспитатель МАДОУ № 46 «Жемчужина» И.А. Молчанова 1. Целевой раздел 1. 1.Пояснительная записка Программа дополнительных образонательных услуг «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» составлен с учетом ФГОС дошкольного образования и разработан на основе; программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы. Программа реализуется на базе МАДОУ 46 «Жемчужина», в которых утверждены основные принципы, цели и задачи. Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых; компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Актуальность программы Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета, Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно расту щем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности — умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Логическое мышление — это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе. Направленность Содержание программы направлено на овладение детьми 5-6 лет важнейшего навыка логического мышления — способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Нормативно-правовую основу Программы составляют:
От 28. 09. 2020 г.№: 26 Об утверждении СанПиН2. 4. 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Настоящая Программа описывает курс подготовки по кружковой деятельности детей от 5 до 6 лет, разработанного на основе обязательного минимума содержания но данному разделу для ДОО с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце программы. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» представлено различными формами организации познавательной деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к программному материалу, развивают внимание, память., логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Особенности развитии детей старшего Дошкольного возраста Дети 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность, действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В возрасте от 5 до 6 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте! интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить, уже 5- 6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках. В возрасте 5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Исходя из этих особенностей принцип личностно-ориентированного подхода Г.А. Цукермана, Ш.А. Амонапшили, очень важен при выборе и построении материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов (Пиаже Ж., Тихомирова Л.Ф), подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур — класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось, понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры (Тихомирова Л.Ф) Программа кружка в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей старшего возраста развитию логического мышления, курс рассчитан на 1 год. Состав кружка «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» формируется с учётом желания детей и родителей. Количество детей в группе — Формы и приемы организации образовательного процесса Основной формой организации обучения организованная образовательная деятель^ соответствии с программой «Логика для д Формы организации деятельности: 1.Фронтальная Образовательная деятельность проводится со всей группой детей, внутри которой каждый выполняет задание самостоятельно. 1. Групповая Совместное выполнение задания несколькими детьми. 2. Смешанная Сначала дети выполняют задание все вместе, а затем по частям (парами, тройками, звеньями). Для качественного развития логического мышления предусмотрено: Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие элементарных логических представлений представлены в программе в их содержательном единстве. Среди методов используются такие как:: беседа, объяснение, игра, выставки, праздники; а также групповые, комбинированные, парные, чисто практические занятия. К самостоятельным относятся также прохождения каждого блока и в конце года. В начале каждого загатия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их; обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике: интеллектуальный марафон, мастер-классы, викторины, когда педагог вместе с общающимися выполняет логические задания, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя детские ошибки и подсказыв «ая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в формировании наглядно — образного логического мышления. Применяются такие методы как фонет: печатным материалом, чистоговорки, яз синтез предметов, пальчиковая гимнас материалом, работа с рабочими тетрадям для детей 4-6 лет» и «Солнечные ступеньки». Технология ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку длянахождениянаилучшегорешенияпоставленнойзадачииливсоздав шейсяситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению. Формы подведения итогов реализации рабочей программы:
Данная программа направлена на:
Основные формы и методы образовательной деятельности: Основная форма работы-образовательная деятельность в игровой форме; Формы контроля освоения дополнительной образовательной программы:
|