Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обучение навыкам финансовой грамотности старших дошкольников
Занятия с детьми
Автор: Белых Людмила Михайловна   
19.04.2022 16:44

Обучение навыкам финансовой грамотности старших дошкольниковОбучение навыкам финансовой грамотности старших дошкольников

Белых Людмила Михайловна, воспитатель МБДОУ детский сад №11, г. Ливны

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образо-вательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

В процессе ознакомления дошкольников с финансовой грамотностью в своей работе используются различные формы работы с детьми, при этом учитываются особенности возраста, а также доступность и увлекательность материала. Для каждого дошкольного возраста свойственны свои особенности. В возрасте четырёх лет приходит понимание операций обмена. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам. В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений. В возрасте шести-семи лет дети соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

 

Работу по формированию у дошкольников навыков финансовой грамотности проводится через разнообразные приемы, формы и методы работы. С детьми проиграли различные ситуации «Если тебе в магазине понравилась игрушка. Как быть?», «Как нужно заработать деньги», «Хорошо или плохо». При обсуждении данных ситуаций, дети высказали свои суждения, что нужно трудиться, работать, и получать деньги.

Для детей проведен цикл занятий, бесед «Что такое деньги», «Зачем нужны деньги» и др. Если вовремя не объяснить ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное, зачастую неверное мнение. Помимо этого был создан лепбук по финансовой грамотности «Финансовая грамотность дошкольников», куда поместили загадки, пословицы, поговорки о труде, о деньгах, игры, пазлы, дидактические игры «Четвертый лишний», «Хочу и надо».

Игра для детей основной вид деятельности и через игру проходит обучение в форме дидактических игр экономического содержания: «Наши покупки», «Интернет-магазин» Доход — Расход», «Продолжи ряд», «Найди лишнее», «Найди и обведи только деньги», «Копилка», «Обменяй « «Учимся экономить» «Собери разрезные картинки». В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Магазин» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Так же созданы картотеки игр по финансовой грамотности. Картотеки мини сценариев – спектаклей и картотека проблемных ситуаций по данной теме.

- изучение правил финансовой грамотности, которое заключалось в опреде-лении поступить правильно/не правильно в той или иной ситуации; детям предлагаю карточки, где изображены различные ситуации, где дошкольник должен выбрать правильный вариант, как ему поступить, чтобы сохранить семейный бюджет и т.д.

Реализация знаний по освоению финансовой грамотности происходит в организации сюжетно – ролевых игр с экономическим содержанием. «Сбербанк», «Туристическая фирма», «Супермаркет», «Интернет-магазин «Собственные покупки»; пополнила предметно – пространственную среду такими играми как «Банк», где дети узнали новые профессии кассира, банкира, управляющего, оператора банка. Цель игры определялась как показать детям принципы финансового планирования, что сначала зарабатываем, затем тратим, что деньги имеют счет и хранятся в определенном месте.

В данной игре большое внимание уделялось купюрам различного наминала. Дети узнавали с помощью воспитателя мелкие и крупные деньги, монеты. Правильно обучала пользоваться ими в процессе игры. Дети принимают на себя предложенные роли, где в образе взрослых, брали кредиты, получали зарплату, снимали деньги с банкоматов. Так же познакомила их с новыми понятиями: терминал, кредит, заработная плата, взять в долг, бюджет и т. д

Большой интерес в игре вызывал терминал, с которого дошкольники снимали деньги, вставляя зарплатную карту, нравилось брать роль консультанта, который мог подсказать, как правильно совершить ту или иную операцию с деньгами, картой. Мне нравится во время ролевых игр ставить перед детьми нестандартные задачи, которые направленны на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.

Решая проблемную ситуацию, дети приобщаются к экономической действи-тельности, учатся думать, ориентироваться в окружающем, проявлять ини-циативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется их творческий потенциал. Решение различных проблемных ситуаций повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, людей.

Дети с особым интересом увлекаются настольно-печатными играми по экономике — это лото «Что продается в магазине?», «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам» и др. Использование таких игр в работе позволяет привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Ознакомление детей со сказками по финансовой грамотности, например «Сказка о пушистом банкире», «Деньги», «Натуральный обмен».

Также и русские народные сказки и сказки авторской направленности: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Дюймовочка», «Хаврошечка», и др.

Так же чтение книги «Когда я вырасту, стану..», где детям предлагала ознакомиться с назначением денег, с желанием и умением их тратить, сохранять бюджет и желанием зарабатывать.

- Игры-драматизаций «Муха-цокотуха», «Два жадных медвежонка» Совместно воспитателями с детьми показали для воспитанников детского сада драматизацию сказки «Буратино». Просмотр мультфильмов (Уроки тетушки Совы), «Об экономике», «Назначение денег», «Карманные деньги», «Семейный бюджет», Смешарики. Финансовая грамотность»

Для более успешного запоминания применяю в своей работе мнемо-таблицы. особенно нравятся детям пересказывать сказки: «Хаврошечка», «Дюймовочка», «Дудочка и кувшинчик» с последующей беседой по вопросам.

Заучивание стихов, пословиц о деньгах формирует навыки знаний о финансовой грамотности. Закрепление проходило через художественное творчество, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность: выставка рисунков «Детские фантазии о финансах», пластилинография «Черепаха «по сказке «Буратино», рисование сказочных героев по сказке К. Чуковского «Телефон».

Обучение детей основам финансовой грамотности будет не реализован полностью без совместного участия родителей. Для более тесного сотрудничества с родителями, по данному направлению, разработала анкеты. Исходя из запросов анкеты, составлен план мероприятий на год, консультации, беседы «Зачем детям нужно знать про деньги», «Что такое финансовая грамотность».

Для родителей оформлены стенды с консультациями по темам: «Дайте ребенку знания о деньгах», «Для чего нужна зарплата?», «Основы финансовой грамотности детей».

Интересно прошла с родителями дискуссия на тему: «Почему важно учить ребенка финансовой грамотности?» Когда начинать финансовое воспитание детей?»» Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика».

Таким образом, проведя целенаправленную работу, я убедилась, что финансовая грамотность играет важную роль в развитие детей дошкольного возраста. Формирование финансовой грамотности дошкольников благо-

получно влияет на развитие мышления, фантазии, развивается речь и кругозор ребенка.

Используемая литература:

  1. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие / А.А. Смоленцева. – СПб.
  2. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005. – 254 с.
  3. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методическое пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 96 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год