Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Группа кратковременного пребывания «Играем вместе»
Занятия с детьми
Автор: Виданова Ольга Викторовна   
03.01.2022 22:17

Группа кратковременного пребывания «Играем вместе»Группа кратковременного пребывания «Играем вместе»

Виданова Ольга Викторовна Воспитатель город Москва ГБОУ «Школа Перспектива»

Одной из инновационных форм дошкольного образования является группа кратковременного пребывания детей (часто называемые мини-центрами дошкольного образования). Основная задача групп кратковременного пребывания (ГКП), на наш взгляд, развитие детей — когнитивное, эмоционально-эстетическое и социально-этическое. Главной особенностью ГКП, по нашему мнению, является реализация принципа коммуникативной направленности воспитания и развития, то есть целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности. Поэтому организация работы группы предусматривает создание психологического комфорта и условий для развития навыков в различных видах деятельности с учетом интересов и возможностей детей младшего возраста.

 

Важность развития ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до трех лет получает от 60 до 70% информации об окружающем его мире, а за всю оставшуюся жизнь — 30-40%. Ведущей деятельностью ребенка до трех лет является предметная деятельность. Именно в процессе манипуляций с предметами ребенок знакомится с окружающим его миром, развивается.

Однако, по нашим наблюдениям, многие дети в возрасте от 1,5 до 3 лет не умеют играть в игрушки; не могут манипулировать даже очень привлекательными, с точки зрения малыша, предметами. Большинство приходящих в ГКП детей не умеют общаться с другими детьми, не понимают их и не могут выразить свои желания, мысли или чувства для адекватного взаимодействия. Поэтому, на данном этапе особенно важно выстроить дружеские отношения между детьми в группе и создать предпосылки для эмоционального благополучия каждого ребенка.

С этой целью нами была создана специальная программа “Играем вместе”, которая способствует, в первую очередь, развитию у ребенка социальных навыков (вербальное и невербальное общение, расширение сферы коммуникативной практики). Также комплекс мероприятий направлен на выявление интересов детей, обсуждение и разработку общих правил поведения в группе, совместное проектирование интересных кратковременных и долгосрочных дел, развитие общей и мелкой моторики, произвольное регулирование деятельности и др.

Организация воспитательного процесса основана на проведении различных игр, учитывающих индивидуальные способности, возможности и интересы каждого ребенка. В ГКП ребенок занимается привлекательными делами в течение нескольких часов в день, сначала со своей матерью, а затем самостоятельно в группе сверстников. Специфика программы “Играем вместе” для ГКП заключается в том, что учебный процесс организован максимально компактно, чтобы в условиях ограниченного времени добиться наибольшей эффективности занятия.

Так, игры и упражнения на этапе адаптации должны способствовать: снятию эмоционального и мышечного напряжения, созданию позитивного климата в группе, фокусированию на разговорной речи; развитию знаний, игровых навыков, фантазии.

Чтобы дети быстрее адаптировались, мы используем различные ситуации успеха, сюрпризы, сюжетные игры, игры с речевым сопровождением: танцы-хороводы, песенки, детские стишки, простые присказки-рифмовки. Такие средства быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с индивидуальной на групповую деятельность. Совместные действия объединяют детей, дают позитивный настрой. При этом, находясь в детской группе, ребенок должен иметь возможность действовать по собственной инициативе, выбирать необходимый и интересный игровой материал и использовать его по своему усмотрению.

В начале занятия мы предлагаем такие игры, как «Передай куклу», «Клубочек», «Передай улыбку», «Дай имя», «Вместе с медведем» и другие, а также упражнения, требующие координации усилий всей группы: дети ходят вместе, бегают, хлопают в ладоши, играют с мячом. В этих играх даже застенчивые, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер в общении со взрослыми и сверстниками. Занятия заканчиваются тихими, малоподвижными играми и упражнениями на расслабление.

Приведем пример коммуникативной игры. Игра «Кто лучше разбудит». Её цель: научить детей проявлять ласку, доброту; бережно относиться к окружающим; учить общению: развитие воображения и эмпатии.

Ход игры. Воспитатель объясняет: “Сейчас мы поиграем в новую игру. Сначала (Имя ребёнка) будет кошечкой. Ложись на коврик, прямо в центре. Как будто ты спишь! Вот какая спящая кошечка… А вы, ребят, должны кошечку разбудить. Как это сделать? Не напугайте её! ” Воспитатель просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково. Далее ребёнок, который изображал спящую кошечку, меняется. Игра начинается заново, сюжет можно изменять и усложняться: например, позвать играть, привлечь внимание друга и т.д. В конце упражнения дети все вместе решают, какой способ поведения лучше, какие правила нужно соблюдать в аналогичной ситуации и т.п.

В настоящее время, реализуя программу “Играем вместе” в группе кратковременного пребывания, мы стараемся постепенно адаптировать детей к новым ситуациям, чтобы повысить их уверенность в том, что такое времяпрепровождение временное, а потом за ними, конечно же, придут родители и они вместе вернутся домой. Чтобы уменьшить влияние стрессовых факторов на детей, мы рекомендуем сначала посещать ГПК с родителями, до того момента, как ребенок полностью адаптируется к ДОУ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год