Группа кратковременного пребывания «Играем вместе» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Виданова Ольга Викторовна | |||
03.01.2022 22:17 | |||
Группа кратковременного пребывания «Играем вместе» Виданова Ольга Викторовна Воспитатель город Москва ГБОУ «Школа Перспектива» Одной из инновационных форм дошкольного образования является группа кратковременного пребывания детей (часто называемые мини-центрами дошкольного образования). Основная задача групп кратковременного пребывания (ГКП), на наш взгляд, развитие детей — когнитивное, эмоционально-эстетическое и социально-этическое. Главной особенностью ГКП, по нашему мнению, является реализация принципа коммуникативной направленности воспитания и развития, то есть целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности. Поэтому организация работы группы предусматривает создание психологического комфорта и условий для развития навыков в различных видах деятельности с учетом интересов и возможностей детей младшего возраста.
Важность развития ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до трех лет получает от 60 до 70% информации об окружающем его мире, а за всю оставшуюся жизнь — 30-40%. Ведущей деятельностью ребенка до трех лет является предметная деятельность. Именно в процессе манипуляций с предметами ребенок знакомится с окружающим его миром, развивается. Однако, по нашим наблюдениям, многие дети в возрасте от 1,5 до 3 лет не умеют играть в игрушки; не могут манипулировать даже очень привлекательными, с точки зрения малыша, предметами. Большинство приходящих в ГКП детей не умеют общаться с другими детьми, не понимают их и не могут выразить свои желания, мысли или чувства для адекватного взаимодействия. Поэтому, на данном этапе особенно важно выстроить дружеские отношения между детьми в группе и создать предпосылки для эмоционального благополучия каждого ребенка. С этой целью нами была создана специальная программа “Играем вместе”, которая способствует, в первую очередь, развитию у ребенка социальных навыков (вербальное и невербальное общение, расширение сферы коммуникативной практики). Также комплекс мероприятий направлен на выявление интересов детей, обсуждение и разработку общих правил поведения в группе, совместное проектирование интересных кратковременных и долгосрочных дел, развитие общей и мелкой моторики, произвольное регулирование деятельности и др. Организация воспитательного процесса основана на проведении различных игр, учитывающих индивидуальные способности, возможности и интересы каждого ребенка. В ГКП ребенок занимается привлекательными делами в течение нескольких часов в день, сначала со своей матерью, а затем самостоятельно в группе сверстников. Специфика программы “Играем вместе” для ГКП заключается в том, что учебный процесс организован максимально компактно, чтобы в условиях ограниченного времени добиться наибольшей эффективности занятия. Так, игры и упражнения на этапе адаптации должны способствовать: снятию эмоционального и мышечного напряжения, созданию позитивного климата в группе, фокусированию на разговорной речи; развитию знаний, игровых навыков, фантазии. Чтобы дети быстрее адаптировались, мы используем различные ситуации успеха, сюрпризы, сюжетные игры, игры с речевым сопровождением: танцы-хороводы, песенки, детские стишки, простые присказки-рифмовки. Такие средства быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с индивидуальной на групповую деятельность. Совместные действия объединяют детей, дают позитивный настрой. При этом, находясь в детской группе, ребенок должен иметь возможность действовать по собственной инициативе, выбирать необходимый и интересный игровой материал и использовать его по своему усмотрению. В начале занятия мы предлагаем такие игры, как «Передай куклу», «Клубочек», «Передай улыбку», «Дай имя», «Вместе с медведем» и другие, а также упражнения, требующие координации усилий всей группы: дети ходят вместе, бегают, хлопают в ладоши, играют с мячом. В этих играх даже застенчивые, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер в общении со взрослыми и сверстниками. Занятия заканчиваются тихими, малоподвижными играми и упражнениями на расслабление. Приведем пример коммуникативной игры. Игра «Кто лучше разбудит». Её цель: научить детей проявлять ласку, доброту; бережно относиться к окружающим; учить общению: развитие воображения и эмпатии. Ход игры. Воспитатель объясняет: “Сейчас мы поиграем в новую игру. Сначала (Имя ребёнка) будет кошечкой. Ложись на коврик, прямо в центре. Как будто ты спишь! Вот какая спящая кошечка… А вы, ребят, должны кошечку разбудить. Как это сделать? Не напугайте её! ” Воспитатель просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково. Далее ребёнок, который изображал спящую кошечку, меняется. Игра начинается заново, сюжет можно изменять и усложняться: например, позвать играть, привлечь внимание друга и т.д. В конце упражнения дети все вместе решают, какой способ поведения лучше, какие правила нужно соблюдать в аналогичной ситуации и т.п. В настоящее время, реализуя программу “Играем вместе” в группе кратковременного пребывания, мы стараемся постепенно адаптировать детей к новым ситуациям, чтобы повысить их уверенность в том, что такое времяпрепровождение временное, а потом за ними, конечно же, придут родители и они вместе вернутся домой. Чтобы уменьшить влияние стрессовых факторов на детей, мы рекомендуем сначала посещать ГПК с родителями, до того момента, как ребенок полностью адаптируется к ДОУ.
|