Организация самостоятельной деятельности детей второго года жизни. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Горюнова Надежда Николаевна, Евстратенко Кристина Викторовна | |||
07.11.2021 05:52 | |||
Организация самостоятельной деятельности детей второго года жизни. Главная задача педагога при организации самостоятельной деятельности детей второго года жизни – приучить их самостоятельно находить себе занятие. Взрослый должен следить, чтобы все были заняты, руководить деятельностью детей: кому-то предложить игрушку для продолжения игры, кого-то переключить на другой вид деятельности, вместе с кем-то завершить начатую постройку. Обеспечивать бодрое, уравновешенное, эмоционально-положительное состояние в играх (подвижные, сюжетные, дидактические, со строительным материалом, и конструктором, с природным материалом, игры-забавы) и в других видах самостоятельной деятельности (наблюдения за окружающим, рассматривание картин и иллюстраций, совместные со взрослым действия по рисованию и лепке, общение с окружающими). Необходимо способствовать развитию их двигательной и познавательной активности. В процессе самостоятельной деятельности важно побуждать к двигательной активности, к упражнениям в ходьбе, лазанье, метании. Воспитатель должен приучать детей ходить по ограниченной поверхности (обозначая на песке дорожку, либо на полу шнурами), подниматься по скату горки, н бугорки, взбираться по лесенкам и спускаться с них. Детей нужно учить перешагивать через небольшие препятствия, пролезать в обручи. Нельзя забывать и о предоставлении возможности разнообразно играть с мячом.
Педагог должен побуждать детей к участию в подвижных играх, регулируя таким образом их двигательную активность. Но с другой стороны, важно следить за тем, чтобы дети не утомлялись, чередовать подвижные игры со спокойными. Детям второго года жизни нужно предоставлять возможность самостоятельно играть с дидактическими играми, мелким и крупным строительным материалом, пластмассовыми и деревянными конструкторами, пользуясь умениями, полученными на занятиях. Замечательно, если педагог совместно с детьми строит варианты знакомых построек, пользуясь дополнительным материалом соответствующего размера (машинки, животные, сюжетные игрушки). В процессе самостоятельной деятельности детей нужно приобщать к рассматриванию иллюстраций, вызывать радость от узнавания знакомых объектов. Нужно хвалить детей при проявлении инициативы самостоятельно рассматривать иллюстративный и активно высказываться по поводу увиденного. Прекрасным вариантом привлечения детей к познавательным видам деятельности является чтение. Читая знакомые произведения, вызывая положительный эмоциональный отклик и желание повторять за взрослыми понравившиеся слова и словосочетания, мы добиваемся обогащения словарного запаса малышей, расширения их кругозора. Во время чтения воспитатель прививает ребенку навык обращения с книгой, бережного и аккуратного. Не стоит забывать и о привитии детям интереса к рисованию и лепке. В процессе этой деятельности происходит многогранное развитие ребенка: мелкая моторика, воображение, эстетический вкус, навыки приемам работы с данными материалами. А результаты творчества детей и взрослого можно с успехом использовать далее в играх. Особое место в самостоятельной деятельности занимает игра с сюжетными игрушками. В ходе этой игры происходит формирование умения отображать знакомые жизненные ситуации в игровом плане. Воспитатель обогащает опыт детей, организуя показы-инсценировки, кукольный театр, плоскостной театр и прочее. В процессе сюжетной игры дети второго года жизни учатся овладевать основными игровыми способами. В качестве средств игры используются сюжетно-образные игрушки, предметы-заместители и слова, обозначающие воображаемые игрушки и предметы. Важно побуждать детей самостоятельно подбирать предметы и игрушки, необходимые для игры, и приобщать малышей к использованию в игре дополнительного игрового материала (предметы-заместители), а также воображаемых предметов. Для обогащения собственных игр можно предложить предметы, которые дети могут использовать по своему усмотрению (ленты, пластмассовые бутылочки, стаканчики и т.п.) Безусловно, важнейшим моментом организации самостоятельной деятельности маленьких детей является побуждение их к эмоциональной отзывчивости в общении со сверстниками. Необходимо учить детей играть, не мешая друг другу и формировать умение просить игрушки, делиться и обмениваться ими, а не отнимать.
|