Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Играйте вместе с нами
Занятия с детьми
Автор: Михайлюта Наталья Петровна   
10.05.2021 11:41

Играйте вместе с намиИграйте вместе с нами

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети — творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю, на поведение и на умственное развитие в целом.

 

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическая игра. Математика обладает уникальным развивающим эффектом, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, может четко обосновать свою позицию. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр.

Для ребят дошкольного возраста дидактические игры по формированию элементарных математических представлений имеют исключительное значение: игра для них – развитие, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

В играх у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая, складывая, подбирая, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов, закреплять представление о количестве, величине, геометрических фигурах. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Существенный признак дидактической игры (в том числе и на формирование элементарных математических представлений) – устойчивая структура, которая отличает ее от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры действия и правила. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности детей, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой.

Дидактическая игра имеет определенный результат. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений дошкольников в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольника.

Дидактическая игра как игровая форма – явление очень сложное. В отличие от образовательной деятельности, в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и тоже время и учитель, и участник игры, он учит детей и играет с ними, а дети, играя, учатся.

Можно выделить две очень важные функции дидактической игры.

- Первая – учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование опыта детей, а так же на формирование у них обобщённых представлений и способов действий.

- Вторая важная функция – функция контроля за развитием детей.

Дидактические игры часто используют для определения уровня развития детей, а также определения их умений и навыков.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название авто дидактизма.

Работая с детьми дошкольного возраста, на занятиях и в режимных моментах для развития элементарных математических представлений, можно использовать дидактические игры, которые условно делятся на следующие группы:

  1. Игры с цифрами и числами: «Лабиринт цифр», «Путаница», «Сосчитай и найди цифру», «Цифры и знаки» и другие игры;
  2. Игры – путешествия во времени: «Вчера, сегодня, завтра», «Живая неделя», «12 МЕСЯЦЕВ», «Цветная неделя», «Не ошибись», Пазлы «Времена года» и другие игры;
  3. Игры на ориентирование в пространстве: «Волшебный сундучок», «Художник», «Найди игрушки», «Проложи маршрут», «Рисуем с помощью точек» и другие игры;
  4. Игры с геометрическими фигурами: «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Найди такой же», «Сортировщик», «Подбери по форме, цвету, размеру» и другие;
  5. Игры на логическое мышление: «Четвертый лишний», «Весёлая логика», «Продолжи геометрический ряд», «Классификация предметов» и другие.

В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии.

Одной из инновационных технологий, применяемых во всем мире, способствующих формированию элементарных математических представлений у воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения является STEM– технология.

Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель — не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие личности.

Образовательный модуль «Математическое развитие» — комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

В реализации данных задач модульная парциальная программа «Стем образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» предлагает большое количество развивающих игр и пособий. Данные пособия успешно используются мною для реализации образовательных задач по познавательному развитию дошкольников как во время непрерывной образовательной деятельности, так и во время образовательной деятельности во время режимных моментов, а также во время самостоятельной деятельности воспитанников. Данные пособия размещены в развивающем уголке, в свободном доступе для детей. Предлагаю Вам рассказать о некоторых из них.

Детские весы – балансир «Обезьянка с бананами»

Игра с данным пособием стала для детей не только интересным времяпрепровождением, но и в наглядной форме познакомила их со счётом и понятием равновесия. Задача ребёнка расположить бананы на лапках обезьянки таким образом, чтобы был достигнут баланс.

Математические весы — это отличная развивающая игра для изучения счета и цифр. Отличное начало для знакомства с миром счета и математики. Детям намного понятнее, когда цифры и счет не только на бумаге. Но и когда их можно потрогать и пощупать пальчиками. Настольная игра Весы оказывает благоприятное воздействие на сообразительность ребенка и его математические навыки. С помощью нее юный игрок познает азы равенства и неравенства. Он научится решать простые примеры. Математические весы помогут ребенку находить баланс. С ними он легко усвоит понятия измерения и веса.

Математические весы. Как играть?

На карточках с заданиями нарисовано какое количество гирек-обезьянок надо положить на весы, посчитать их и найти соответствующую цифру;

Есть карточки с примерами, когда надо сложить 2 числа и найти соответствующую цифру.

Разместите объекты на обеих сторонах весов. Если весы выравниваются, объекты одинаковы. Понижение одной из сторон означает, что объекты не одинаковы. В процессе игры малыш получает в игре первые представления о понятиях: "вес" предмета, "легкий" и "тяжелый", "тяжелее" и "легче", "тяжелее чем" и т.п.

Дети с удовольствием используют весы для сюжетных игр – взвешивают продукты, играя в магазин.

Детские весы развивают мелкую моторику малыша, координацию движений, зрительное восприятие, логическое и пространственное мышление, причинно-следственные связи. Благодаря развивающим математическим весам, мы можем наглядно показать ребенку, что такое меньше, больше, научить ребенка уравнивать. Знания, полученные в результате игры, наглядным образом, усваиваются гораздо быстрее.

Обучающий набор Abacolor «Цветной счёт»

Набор состоит из 5 колонок с 50 разнообразными детальками разной формы и пяти разных цветов.

Способствует развитию навыков определения форм и цветов, координации движения рук. В комплекте – карточки с заданиями.

Задания выполняются по карточкам схемам.

Тактильные пазлы «Счёт до 10»

Комплект состоит из 10 составных дощечек. На первом элементе пазлов расположены «точки» в виде углублений круглой формы в количестве от 1до 10; на втором элементе пазла должно быть нанесено изображение соответствующей арабской цифры или числа в виде желобка; на третьем элементе пазла должно быть нанесено графическое изображение римской цифры. Предназначен для закрепления понятий «количество» и «число», навыков изображения числа с помощью цифр, сравнения способов изображения числа с помощью арабских и римских цифр.

«Геометрия»

Дидактическое пособие является материалом для развития навыков счёта, цветовосприятия и моторики у детей. Задача ребёнка – выстроить прямые ряды из геометрических фигур по цветам. Можно дополнять игру разными вопросами, сравнивать, считать, складывать на доске.

Чтобы познавательный процесс сделать более интересным, я изготовила две куклы: Кукла «Геометрик». Она помогает изучать детям разделы математики увлекательно и интересно. И кукла «Цифринка», которая помогает изучить детям цифры. Играть с ними моим воспитанникам очень интересно. Они наши помощники в освоении науки математики.

Мои воспитанники тоже мастерят со мной. В нашей группе вы найдете математические книжки – малышки, которые сделаны руками моих воспитанников.

В нашей группе – родители полноценные участники образовательной деятельности. Совместная наша работа обеспечивает успехи каждого ребенка в усвоении программы ДОУ. Игры и пособия, изготовленные родителями, помогают закрепить знания и делают изучение математики привлекательным и доступным

Для родителей в данном направлении я провела: консультации «Учим математику дома», «Математика вокруг нас», «По дороге домой с математикой».

Вывод: Использование данных математических дидактических игр и пособий модульной парциальной программы «Стем образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» во время непрерывной образовательной деятельности и во время режимных моментов облегчает решение многих задач, которые ставятся при развитии элементарных математических способностей дошкольников.

Дидактические игры – игры обучающие. Их использование во время образовательной деятельности благотворно влияют на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствуют повышению уровня математического развития детей, а также на образовательных мероприятиях дети более активны и самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшается память, мышление, умение рассуждать, думать, а также, играя, ребята получают большой заряд положительных эмоций, который помогает детям крепить и расширить знания по математике.

Благодаря играм также удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес. Вначале их увлекают только игровые действия, а за тем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Тактильные пазлы «Счёт до 10» Детские весы – балансир «Обезьянка с бананами»

Обучающий набор Abacolor «Цветной счёт» Игра «Геометрия»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год