ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДЕТСКОГО СОВЕТА С РАБОТОЙ В ЦЕНТРАХ АКТИВНОСТИ ПО ТЕМЕ «ОДЕЖДА»
Головина Л.А., МБДОУ «ДСКВ № 115» МО г. Братск
Пояснительная записка: технологическая карта данного занятия составлена для проведения Детского совета (в рамках внедрения инновационной программы «Вдохновение») с детьми среднего дошкольного возраста в рамках темы по запросу детей «Одежда»
Тема недели, выбранная детьми: «Одежда»
Возрастная категория: средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Культурная практика: познавательная: коммуникативная практика на основе познавательно-исследовательской практики и практической деятельности детей (трудовое воспитание)
Культурно-смысловой контекст: учимся содержать одежду в чистоте на примере кукольной одежды (изучаем последовательность приведения одежды в порядок: стирка, полоскание, сушка и глажка белья), готовим модели платьев для создания журнала моды.
Скачать конспект
Задействованные центры активности:
- Центр активности «Математика»
- Центр активности «Труда»
Цель: создание условий для расширения знаний детей через практические действия в познавательно-исследовательской и практической деятельности (трудовое воспитание).
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей об одежде взрослых, детей, их составных частях, способах ухаживания за одеждой;
- Формировать у детей знания о последовательности ухаживания за чистотой одежды: стирка, полоскание, отжим, сушка, глажка, а также предметах, необходимых для этой операции: мыло, порошок, утюг;
- Активизировать словарь детей по теме «Одежда»;
Развивающие:
1. Развивать интерес к практической совместной деятельности детей
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Формирование компетентностей:
- коммуникативная: умения самостоятельно и свободно высказывать свои мысли, рассказывать о своих планах, слушать друг друга, договариваться друг с другом, вести диалог
- деятельностная: умение выбирать деятельность, планировать её, выбирать способы действия, место, материал, инструменты для своей деятельности, работать по намеченному плану, достигать результата
- социальная: умение работать в группе, обсуждать со взрослым и сверстниками возникшие проблемы, принимать участие в совместных играх
- информационная: обладание детьми определёнными знаниями по теме занятия, умение отбирать информацию для выбранного вида деятельности.
- здоровьсберегающая: переключение с одного вида деятельности на другой, использование собственного темпа деятельности, умение следить за своим состоянием.
Детские инициативы и запросы, выявленные в «Модели трёх вопросов»: На предыдущем Детском совете Артём рассказал детям, что они с мамой сшили кукле платье, рассказал, какие материалы были использованы для платья, и что, прежде чем принести его в сад, они с мамой его постирали, высушили и погладили. У некоторых детей возник вопрос: как нужно ухаживать за одеждой, зачем ее стирать и гладить.
Центры активности, используемые на Детском совете:
«Математика», «Труд»
Предварительная работа, проводимая в рамках изучения темы:
- Беседы, просмотр иллюстраций, видеосюжетов по теме;
- Создание мини-музея «Мастерская швеи»;
- Д/И на классификацию предметов.
- Отгадывание загадок про одежду
Оборудование:
Песня для сбора детей, мультимедийная установка (для физкультминутки), столы, тазы, вода, порошок для стирки белья, грязная детская одежда, фартук, карточки для работы по математике на каждого ребенка, фломастеры и карандаши.
Структура
|
Содержание образовательной деятельности
|
Планируемый результат.
Деятельность детей.
|
Вводная часть:
|
Мотивационно-организационный этап
Цель этапа: организация детей на предстоящую деятельность, создание интереса к ней.
Актуализация имеющихся у детей знаний
|
Позывные сбора (песня «Помогу я бабушке вязать носочки» )
- Ребята, по какой теме мы работаем?
- Что вы узнали по теме «Одежда»?
- Что вы делали по данной теме в центрах активности?
- А что хотели бы еще узнать?
|
Дети проявляют интерес к деятельности, собираются в круг, общаются,
Дети высказывают свои предложения по планированию дальнейшей деятельности
|
Основная часть:
|
Деятельностный этап
Цель этапа: создание условий для разнообразной активной деятельности детей.
Двигательная пауза, для того чтобы дать
детям время на обдумывание, в какой центр будут выбирать
Создание условий для выбора детьми вида деятельности, сверстников по общению, материалов к деятельности
|
- Давайте пройдём и познакомимся с нашими центрами: Сегодня у нас работает два центра, центр «Математика», где мы будем работать по карточкам «Подбери заплатки на одежду из геометрических фигур», «Посчитай пуговицы на платье», «Лабиринт помоги ниточке попасть в иголочку». Центр «Труда», в этом центре мы будем учиться стирать одежду в мыльном растворе, прополаскивать, отжимать, вешать сушить.
(в одном центре – воспитатель, во втором – помощник воспитателя).
- После проходим на коврик и выполняем музыкальную физкультминутку.
(использование ИКТ: телевизора)
- Предлагаю детям сделать свой выбор на доске «Я выбираю».
Самостоятельная работа в центрах активности, при возникновении трудностей, не спешу сразу на помощь, предлагаю детям подумать, как можно решить эту проблему, если не получается, то объясняю, что нужно сделать при выполнении того или иного задания. Обращаю внимание на Аню К. (слабое зрение), даю ей карточки с увеличенными пуговицами и лабиринтом»). Отрабатываю с Настей П. и Тимой В. счёт до пяти (дети считают слабо).
Ребятам, которые закончили свою работу раньше, предлагаю помочь своему другу выполнить задание.
1 центр «Математики» - у детей выбор заготовок платьев по цвету, фасону, материалу, каждый может выбрать, как он будет располагать платья в журнале моды.
2 центр «Труда» - выбор одежды для стирки, чем будут стирать (порошок, мыло разных цветов и названий), тазиков по цвету, прищепок, а также одежды: фартуков по цвету и форме.
Обращаю внимание на словарную работу: проговариваем слова, отмечаю, как говорим глагол «полоскать» в наст. времени (полощу, полощем).
|
Дети рассматривают центры активности, делают выбор
Готовят своё рабочее место под руководством взрослого, выбирают материалы, оборудование
Дети с удовольствием выполняют движения под музыкальное и зрительное сопровождение
Дети подходят к доске «Я выбираю» и отмечают понравившийся центр. Соблюдают правила: не ссорятся, договариваются, считают, сколько фишек уже поставлено и тд
1 центр «Математики» - подбирают одинаковые по цвету, форме, узору заплатки, приклеивают их, проводят подсчёт пуговиц, изготавливают журнал моды (наклеивают заготовки платьев – аппликация).
2 центр «Труда» - дети надевают фартуки, стирают кукольную одежду под руководством взрослого, запоминают последовательность действий, проговаривают слова «стираем», «намыливаем», «полощем». «отжимаем» и тд. После окончания стирки, приводят себя в порядок.
|
Заключительная часть:
|
Итоговый сбор
Рефлексивный этап
Цель этапа: подведение итогов деятельности, поощрение детей, выход из деятельности
|
Позывные сбора (песня «Помогу я бабушке вязать носочки»)
Собираемся в определённом месте, на ковре. Дети садятся подгруппами и каждая подгруппа рассказывает, что и как они делали, какие трудности испытывали в процессе работы. Дети из центра математики, рассказывают другим детям о том, как правильно подобрать заплатку к одежде, посчитать пуговицы на платьях, и т.д.. Дети, которые работали в центре «Большая стирка», рассказывают последовательность действий.
Продолжение (во вторую половину дня): после того, как высохла одежда мы с детьми отправились на прачечную на экскурсию, где в процессе экскурсии мы с ребятами погладили одежду. В группе дети самостоятельно одели кукол.
|
Дети делятся впечатлениями, рассказывают о проделанной работе, общаются, проводят рефлексию собственной деятельности
Дети доводят начатое дело до конца: одевают кукол, приводят их порядок, проявляют радость к проделанной работе.
|
|
|
|
|
Литература:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / Под редакцией В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 342 с. – (Серия «Вдохновение»).
- Л.В. Михайлова-Свирская. Детский совет; методические рекомендации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/Л.В. Михайлова-Свирская, - 2-е изд. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018. – 80 с.: ил. – (Вдохновение).
|