Обучение дошкольников игре в шашки (для детей старшего дошкольного возраста) |
Занятия с детьми | |||
Автор: Пикушина Татьяна Николаевна | |||
16.02.2021 19:05 | |||
Обучение дошкольников игре в шашки (для детей старшего дошкольного возраста) Составила Пикушина Татьяна Николаевна Воспитатель МБДОУ «Звёздочка» Посёлок Борисоглебский Ярославской области Цель: Научить детей играть в шашки. Задачи: Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры, умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу. Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.
Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе. Материал: Шашки. Ход деятельности: - Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем саду будет проходить шашечный турнир. А вы хотели бы принять участие? Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры. I. — Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? (вид соревнования) - Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист) - А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.) - Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры) Дети выставляют алгоритм. - Кто может играть в шашки? (Любой человек) - Кто может быть партнёром для игры? (Любой человек) - Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры) II. — Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски. Дети садятся за столы. - Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь изучая её. - Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету) - Чем они похожи и чем они отличаются? (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету) - «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска …» Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки. (Белых клеток 32, чёрных клеток 32) - Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных) - Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные. А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле) - Проверьте, а вы правильно расположили свои доски? Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное. - А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные. Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии) - Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий) - А теперь каждую линию обозначьте цифрой. Цифра ставится сбоку слева и справа от доски. Но мы с вами поставим только слева. (выполнение с детьми) - Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии) - Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести по одной горизонтальной линии синим карандашом, а вертикальную линию — красным карандашом, и сравнить их по длине. - Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные) - Я предлагаю вам поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды. (Дети берут цифры, и делятся на чётные и нечётные) - Злой волшебник рассыпал шашечные доски на горизонтали. Нужно их собрать, давайте попробуем! (Дети выполняют задание за круглым столом) - Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! Но на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии. Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. (Диагональные линии разные по длине) - Мы с вами выяснили, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные? Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8. - А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой? (Клеточки – поля) - Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру. Игра «Найди поле» Воспитатель раздаёт детям по 2 фишки с адресом полей, а дети должны найти и поставить свою фишку в нужное поле. - Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои. Физминутка. - А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с волшебными ладошками. Будьте очень внимательными! Воспитатель показывает поочерёдно ладошки из картона разного цвета, фиолетовая – дети замирают, жёлтая – шепчутся, красная – кричат. III. — Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить? (о шашках) Дети садятся за круглый стол. - На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных) - По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек) - Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны) «Белый отряд, чёрный отряд, Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же в отряде другом» - Какие шашки по цвету начинают первый ход? (белые шашки) - А как определить, кому какими играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть) IV. — Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске. Правила игры
Джентельменские правила.
Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек. - Ребята, а когда партия считается законченной?
В.: Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным. V.- Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.
|