«Турниры, как одна из форм интеллектуальной деятельности детей старшего дошкольного возраста» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Горелова Анна Анатольевна | |||
13.01.2021 20:25 | |||
«Турниры, как одна из форм интеллектуальной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Горелова А.А. Основным видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры вносят разнообразие в процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение. В своей практике я использую игровые виды деятельности, но хотелось бы остановиться подробнее на таком формате как «Интеллектуальные турниры». При составлении заданий учитываю знания и умения детей из разных образовательных областей, соответствующие возрасту. При активном участии в таких мероприятиях у детей наблюдается повышение интереса к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, соревновательности. Особенно это важно в предшкольный период.
Турниры, как одна из форм интеллектуальной деятельности, оказывает на ребенка определенное просветительное и воспитательное влияние, способствуя развитию интеллектуально-творческого потенциала ребенка, его познавательных способностей, расширению кругозора, развитию стремления использовать знания в повседневной жизни. Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни дошкольника. В ходе соревнований ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать, выигрывать и, что особенно важно, проигрывать (учиться не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться). Именно соревнования, состязания, конкурсы традиционно рассматриваются как действенные пути выявления и реализации неординарных возможностей юных дарований. По мнению большинства педагогов-практиков педагогический эффект от интеллектуальных турниров заключается в том, что позволяет:
Такой игровой формат, ориентированный на развитие нестандартного самостоятельного мышления, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции, позволяет развить свой тайм-менеджмент. Важным условием в игре является жесткое ограничение времени, которое требует от ребенка сначала понимать, а потом и структурировать последовательность выполнения заданий. Независимо от вида интеллектуальной игры и условия ее проведения, необходимо соблюдать ряд правил:
Само определение викторин подразумевает соревновательный подход в деятельности. Чтобы соревновательность возникла, необходимо противопоставление играющих друг другу, будь то парная игра или командная. Дух соперничества в наибольшей степени проявляется там, где играющие знают друг друга – одна группа детского образовательного учреждения против другой, одна команда группы против другой и т.д. В этих случаях игра проходит с большим азартом. Обязательный элемент соревновательных викторин — жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать проведение викторины и определять победителя. Вашему вниманию предлагаю сценарий «Интеллектуального турнира» для воспитанников подготовительной группы по мотивам сказки-пьесы С.Маршака «Двенадцать месяцев». Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем развития познавательных способностей. Задачи: Обучающие: способствовать закреплению полученных знаний, умений и навыков; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим, логическим и художественным содержанием; Развивающие: развивать умение следовать правилам; проявлять находчивость, любознательность; стимулировать к индивидуальному поиску путей решения заданий, Воспитывающие: вызвать у детей чувство соревновательности, удовольствия, радости от игр развивающего характера; активизировать творческое воображение, фантазию. Оборудование:
Сценарий. (Звучит музыка. В зал заходит Королева, сидится за стол и пишет. Учитель-профессор диктует ей.) Королева: Терпеть не могу писать! Все пальцы в чернилах! Ну ладно, диктуйте! Профессор: Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. (Королева пишет) Королева: «В сени к нам летит» … Ну ладно, хватит! А теперь расскажите мне что-нибудь интересное! Профессор: Что-нибудь интересное? О чем же? Королева: Ну, не знаю, что-нибудь новогоднее… Ведь сегодня канун Нового года. Профессор: Хорошо! Год, Ваше Величество, состоит из 12 месяцев. Королева: В самом деле? Профессор: Да! Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы. Март, апрель, май – весенние. Июнь, июль, август – летние и сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние. И никогда не бывает, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь раньше августа. Королева: А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель? Профессор: Это невозможно, Ваше Величество! Королева: А если я издам закон и поставлю большую печать? Профессор: Это не поможет! Да и вряд ли это нужно Вашему Величеству! Ведь каждый месяц приносит свои подарки и забавы! Декабрь, январь и февраль – катание на коньках, новогоднюю елку. В марте начинает таять снег, в апреле появляются первые подснежники. Королева: Я не хочу ждать!!! Профессор: Ваше Величество! Но законы природы… Профессор: Ребята, что мне делать? А вы любите учиться? Дети: да Профессор: Сейчас я вам загадаю несколько загадок, хочу узнать как королева и вы их отгадаете. Загадки Ответы королевы и детей Зимой в берлоге, Видит сон, Лохматый, косолапый… Королева: Слон. Дети: Медведь. С пальмы вниз, На пальму снова, Ловко прыгает… Королева: Корова. Дети: Обезьяна. В теплой лужице своей, Громко квакал… Королева: Воробей. Дети: Лягушонок. Профессор: Дети, помогите мне, пожалуйста, убедить королеву в том, что надо учиться. Без знаний невозможно жить. Поможете? Дети: конечно! Профессор: Тогда проходите за столы, усаживайтесь поудобнее и приступаем к решению заданий. За каждую правильно решенную задачу вы будете получать баллы. Удачи всем!!! Задание №1. Определи положение звука в слове. Закрасьте нужный квадратик в схеме, где вы считаете, что расположен звук м. Задание №2. Нарисуй путь зайчика, согласно схеме Задание №3. Творческое ( «Превращение геометрических фигур»). Перед вами лежат листочки. На них изображены геометрические фигуры. (Подумайте, на что они похожи) Попробуй дорисовать их до предметов. Если все фигуры ты сможешь объединить в один сюжет, то получишь не 2, а целых 4 балла. Физминутка. (Муз. пауза. Парный танец) Задание №4. Прослушайте внимательно стихотворение С.Маршака «Где обедал воробей». Постарайтесь запомнить последовательность событий. После прочтения, предлагаем детям расположить по порядку появления героев в стихотворении. Задание №5. С помощью палочек Кюизинера, сложи волшебные снежинки, согласно схеме Подведение итогов. Вручение сертификатов участникам турнира. Совместная фотография. Список использованной литературы:
Интернет-ресурсы:
|