ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ |
Занятия с детьми | |||
Автор: Власова Виктория Ивановна | |||
17.09.2020 13:54 | |||
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Власова В. И. В статье рассматриваются точки зрения авторов на проблему организации проектной деятельности в работе с младшими школьниками, имеющими нарушения речи. Автор рассматривает особенности реализации метода проектов с обучающимися в младших классах. Глобальные изменения в сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) на первый план выдвигаются цели развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. В современном образовании происходит переосмысление целей с формирования знаний, умений и навыков на развитие у обучающихся самостоятельности, способности к самоорганизации, к созидательной деятельности, готовности к сотрудничеству и диалогу.
В новых ФГОС НОО большое внимание уделяется именно проектной деятельности как методу, позволяющему формировать у младшего школьника умение учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков младших школьников, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Дети, имеющие нарушения речи, возможно, даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык. Особенность организации проектной деятельности младших школьников с нарушениями речи заключается в том, что педагог заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля. Эффективность использования технологии проектной деятельности в работе с младшими школьниками с нарушениями речи зависит от учета возрастных особенностей учащихся и особенностей психологического развития. У младших школьников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. У детей с недоразвитием речи могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.) При использовании проектной технологии происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника:
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения младших школьников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Проектный метод становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с нарушением речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Таким образом, проектный метод становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Проектирование дает возможность младшему школьнику с нарушениями речи экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Компетенции, которые приобретаются обучающимися указанной категории в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты. Также в продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, младшие школьники с нарушениями речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Так же отмечается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Это, в свою очередь, требует поиска новых, эффективных средств коррекции. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе. Метод проектов дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны, и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, с другой стороны, подталкивают к использованию данного метода. «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» — пишет С. А. Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Таким образом, можем сделать вывод, что проектная деятельность является многоэтапной и эффективность ее реализации определяется процессом ее организации. Организация проектной деятельности является сложным многоступенчатым процессом, в котором необходимо учитывать возрастные особенности учащихся с нарушениями речи и особенности их психологического развития. Список использованных источников
|