Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Занятия с детьми
Автор: Власова Виктория Ивановна   
17.09.2020 13:54

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Власова В. И.

В статье рассматриваются точки зрения авторов на проблему организации проектной деятельности в работе с младшими школьниками, имеющими нарушения речи. Автор рассматривает особенности реализации метода проектов с обучающимися в младших классах.

Глобальные изменения в сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) на первый план выдвигаются цели развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества.

В современном образовании происходит переосмысление целей с формирования знаний, умений и навыков на развитие у обучающихся самостоятельности, способности к самоорганизации, к созидательной деятельности, готовности к сотрудничеству и диалогу.

 

В новых ФГОС НОО большое внимание уделяется именно проектной деятельности как методу, позволяющему формировать у младшего школьника умение учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков младших школьников, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Дети, имеющие нарушения речи, возможно, даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык.

Особенность организации проектной деятельности младших школьников с нарушениями речи заключается в том, что педагог заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.

Эффективность использования технологии проектной деятельности в работе с младшими школьниками с нарушениями речи зависит от учета возрастных особенностей учащихся и особенностей психологического развития.

У младших школьников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. У детей с недоразвитием речи могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.)

При использовании проектной технологии происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.

Технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника:

  • расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;
  • совершенствовать звуковую сторону речи;
  • развить способность к словотворчеству;
  • формировать личностные качества ребенка;
  • развить коммуникативные навыки;
  • добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения младших школьников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Проектный метод становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с нарушением речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.

Таким образом, проектный метод становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Проектирование дает возможность младшему школьнику с нарушениями речи экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Компетенции, которые приобретаются обучающимися указанной категории в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты. Также в продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, младшие школьники с нарушениями речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Так же отмечается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Это, в свою очередь, требует поиска новых, эффективных средств коррекции.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.

Метод проектов дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе.

Слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны, и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, с другой стороны, подталкивают к использованию данного метода.

«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» — пишет С. А. Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.

Таким образом, можем сделать вывод, что проектная деятельность является многоэтапной и эффективность ее реализации определяется процессом ее организации. Организация проектной деятельности является сложным многоступенчатым процессом, в котором необходимо учитывать возрастные особенности учащихся с нарушениями речи и особенности их психологического развития.

Список использованных источников

  1. Биржева, М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста /М. А. Биржева// Начальная школа. – 2007. – № 3. – С.42–45.
  2. Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А. Гилева //Наука и школа. – 2007. – № 4. – С.13–15.
  3. Загвязинская, Э. Как мы пришли к проектному обучению /Э. Загвязинская //Директор школы. – 2004. – № 9. – С.33–40.
  4. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е. Н. Землянская //Начальная школа. – 2005. – № 9. – С.55–59.
  5. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н. В. Иванова //Начальная школа. – 2004. – № 2. – С.96–101.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год