Мастер - класс учителя начальных классов Салаховой Лилии Ансаровны. Из опыта работы.
«Собраться вместе – это начало. Оставаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех». Эти слова отражают глубокий смысл педагогической деятельности любого учителя. Принимая ребёнка в 1- й класс, классный руководитель вступает на новый большой и трудный путь. Известно, что создать и сохранить коллектив – дело очень непростое, а если работать вместе дружно, слаженно, интересно и результативно, то это залог большого успеха. Мне как классному руководителю, очень хотелось бы, чтобы класс был дружным на протяжении всех лет обучения в школе. Но для этого важно заложить ценностные основы в коллективе, создать в классе ощущение большой семьи, где детям живётся комфортно и уютно. Раньше вели альбом класса, где были зафиксированы основные события и мероприятия класса.
Но он был в единичном экземпляре, хранился у учителя, а потом передавался в руки новому классному руководителю. Как показал опыт, это далеко не лучший вариант создания истории класса. Сегодня эту проблему мы решаем, используя технологию портфолио. Такой подход даёт мне как учителю возможность повысить качество образовательной деятельности, в том числе и воспитательной работы, так как создание портфолио ученика становится объединяющим делом для каждого ребёнка, его родителей и классного руководителя. В Федеральном государственном образовательном стандарте чётко говорится о необходимости формировать у ученика таких личностных качеств, как социальная и культурная зрелость, уверенность в себе, инициативность, овладение навыками общения и сотрудничества. Именно эти задачи и позволяет решать технология портфолио.
Портфолио - это своеобразный "дневник достижений", и нужно регулярно заполнять его вместе с ребенком, а иногда и с его родителями. Это поможет ученику лучше узнать себя, свои сильные стороны. В портфолио можно записывать не только самые важные достижения – любой, даже самый небольшой успех имеет значение. Приступая к созданию портфолио обучающихся, учителю следует продумать все организационные моменты: подготовить заранее папки и распечатать листы портфолио. Необходимо объяснить детям, для чего они будут вести учебное портфолио, а также проинструктировать их, как правильно начать работу. Учитель: Сегодня мы заведем особенную папку – потфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и других людей, которые захотят узнать вас лучше. Я считаю, что целями создания портфолио обучающегося начальной школы являются: - фиксация достижений ребенка; - формирование позитивного самоотношения; - помощь ребенку в анализе своего характера; - развитие способностей ученика; - помощь ребенку в самопознании; - повышение самооценки обучающегося. Задачи: - создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; - максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; - развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; - формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; - формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; - приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный"); - формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Как может выглядеть портфолио ученика начальной школы? Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). Начать заполнение портфолио можно с описания прежних достижений детей, а затем раз в одну или две недели записывать новые успехи. Время от времени можно просить детей заглядывать в свои папки, чтобы поразмышлять над такими вопросами: "что мне больше всего помогало достигать успеха"; "в каких областях мои таланты более развиты"; "кто я", "какой я" и т. д. Структуру портфолио нужно продумать так, чтобы дети могли вкладывать в папку свои самые удачные работы, отмечать свое участие в жизни класса, собирать полезные советы и т. д. Портфолио обучающегося может включать в себя разделы: "Мой портрет" – информация о владельце; "Портфолио документов" – официальные документы; "Портфолио работ" – творческие работы обучающегося; "Копилка" – памятки, инструкции, полезная информация. Целесообразно предложить учащимся готовые к заполнению страницы портфолио. Детям не должно быть скучно, когда они работают с портфолио, поэтому его страницы должны содержать большое количество занимательной информации. Ее можно оформить в виде "советов Знайки", в форме тестов или заданий, которые дадут детям повод задуматься над своими мыслями и поступками. Возможный вариант составления портфолио. Титульный лист. Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. Раздел "Мой портрет". В этом разделе несколько подразделов. "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. Варианты заданий для учащихся: "Выясни у родителей, почему они тебя так назвали"; "Попроси родителей рассказать, есть ли в вашем роду люди с таким же, как у тебя, именем"; "Напиши, что ты знаешь об известных людях, которые имеют такое же, как у тебя, имя"; "Запиши, как ты думаешь, почему нужно дорожить своим именем". "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. Варианты заданий для учащихся: "Опиши своих родителей. Какие они?"; "Запиши, кто еще живет в твоей семье"; "Запиши, что, по твоему мнению, нужно делать, чтобы семья была крепкой и дружной"; "Расскажи, какие праздники вы отмечаете всей семьей, есть ли у вас общие увлечения"; «Ответь на вопрос, как ты думаешь: "Что такое счастье семьи?"». "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры). "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. Подраздел "Мои увлечения" можно сделать иллюстрированным, попросить детей нарисовать на странице портфолио то, что они больше всего любят делать в свободное время. По желанию дети могут вырезать из журналов подходящие картинки и наклеить их на страницу портфолио. "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах. Этот подраздел может включать в себя точный адрес проживания ребенка и схему безопасного маршрута в школу. "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя. Работая над данным разделом портфолио, ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов, интересов, итогов учебного года; ставит цели; анализирует достижения. Просматривая данный раздел портфолио, педагог может проследить: остается ли ребенок на прежних позициях или его размышления с возрастом и под влиянием определенных событий меняются. Раздел «Моя учеба» В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. Раздел «Моя общественная работа» Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. Раздел «Мое творчество» В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Раздел «Мои впечатления» В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях. Раздел «Мои достижения» Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. Раздел «Отзывы и пожелания» В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению, дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Стремись творить добро». Выучил и превосходно рассказал стихотворение, подготовил сценку к празднику». Что нужно сделать, когда ребенок переходит в старший класс? В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "Работы, которыми я горжусь".
В заключении хочется напомнить, что в первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Я считаю, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
|