Программа «Чудо глина» |
Занятия с детьми | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Кондакова Юлия Николаевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.05.2020 20:09 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа «Чудо глина» Кондакова Юлия Николаевна Воспитатель I категории, ГОБОУ «Центр адаптированного обучения», г. Великий Новгород Аннотация: программа «Чудо глина» направлена на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы с помощью игр и занятий с глиной для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Ключевые слова: глина, коррекция, развитие, материал. Настоящая программа «Чудо глина» имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе образовательной программы Федотова Г.Я. «Послушная глина: Основы художественного ремесла», одобренная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве программно-методического пособия для педагогов дополнительного образования детей.
Педагогическая целесообразность и актуальность программы «Чудо глина» направлена на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы с помощью игр и занятий с глиной для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Глина очень мягкий и податливый материал, и дети в детском саду обязательно должны лепить из нее. Глина — это тот материал, с которым ребенок может легко справится, она имеет характерную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязанием и чувственность. Из глины можно слепить игрушку, раскрасить ее и играть с ней. Данная программа является актуальной на сегодняшний день. Народное творчество должно стать основой к начальному воспитанию детей, ступенью, подводящей к познанию мировой художественной культуры. В ходе обучения и самообразования изучила эту тему и разработала программу «Чудо глина». Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать и адаптировать имеющийся материал по теме лепки из глины с детьми дошкольного возраста, имеющие ограниченные возможности здоровья и написать перспективно-тематический план на 1 год (Таблица №1). Перспективно - тематический план
Работа направлена на решение следующих задач: - развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к доброжелательному отношению друг к другу; - воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, художественного вкуса; - формирование познавательных, практических и творческих умений и навыков. Программа включает основные направления работы: - Познавательное направление: включает в себя цикл познавательных мероприятий, которые способствуют расширению знаний детей о природном материале - глине. - Практическое направление: включает в себя продуктивную деятельность, лепку из глины. Для успешной работы с детьми созданы определенные условия, подобраны необходимые атрибуты. Цель программы: создание условий для развития эмоционально- волевой сферы, формирования навыков творческой деятельности и самореализации ребенка через лепку из глины. Для достижения данной цели формируются следующие задачи: Обучающие: ü формирование творческих способностей детей через лепку из глины – от самых простых до более сложных; ü учить детей грамотно определять пропорции; ü поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях. Коррекционно-развивающие: ü развить умение наблюдать, анализировать и запоминать увиденное; ü развить способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе; ü развить эстетическое восприятие, образное мышление, воображение; фантазию; ü расширять представление детей о русском народном творчестве. Воспитательные: ü воспитывать аккуратность; ü воспитывать терпение, усидчивость, наблюдательность, умение доводить работу до конца; ü воспитывать интерес к занятиям лепки из глины. ü воспитание морально-этических качеств (уважения друг к другу, умения радоваться успехам других, взаимопомощи); Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптированная к условиям образовательного процесса данного учреждения. Главная особенность данной программы – она направлена на большое развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы, творчества, самостоятельности, инициативности у детей. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 5-6 лет. Сроки реализации программы 1 год. Режим занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятий в соответствии с нормами СанПиН. Форма организации обучения: групповая Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса, применение дифференцированного подхода к детям, т.к. в силу своей индивидуальности, результативность может быть различной. Форма проведения: Проведение экспериментальной деятельности с глиной; Продуктивная деятельность; Индивидуальная работа; Знакомство с русским прикладным искусством; Самостоятельная лепка по замыслу. Работа с родителями: Методические приемы: наглядный, словесный, практический; экспериментирование; чтение художественной литературы; продуктивная деятельность; игра с глиной. Должны знать и уметь: 5-6 лет Знает свойства глины ( мокрой, как ее можно использовать) Умеет аккуратно лепить, используя стеку; Сглаживать пальцами поверхность; Передавать образ предметов, игрушек; Выделять выразительные средства дымковской, филимоновской игрушек; Лепить цилиндр для получения полой формы; Раскрашивать вылепленные изделия; Иметь представления о декоративно – прикладном творчестве; Формами подведения итогов реализации данной программы являются: - диагностика уровня сформированности знаний и умений по теории программы; - выставки поделок; - открытые занятия для родителей, педагогов и других детей Методическое обеспечение программы: Природный материал – глина; Оборудование для экспериментальной деятельности; Атрибуты для работы с глиной; Наглядный материал разного вида; Тряпки и емкости для воды; Стеки; Гуашь12 цветов, кисти4 Лак без запаха ( био)
Ссылки на источники: 1. Горичева В.С., М.И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» 2. Жукова О. Г. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности» Москва: Айрис- пресс, 2007 3. Федотов Г. «Послушная глина» Москва « АСТ- ПРЕСС» 1997
|