Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Подготовила воспитатель: ГБОУ Школа 1080 Дошкольное Отделение-2 Сираченко Светлена Николаевна
Введение
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
- Развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения;
- Развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;
- Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.;
- Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Скачать конспект
Игра «Исключение лишнего слова»
- Цель: Научить классификации по свойствам.
- Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чём-то сходные предметы, а одно слово лишнее, не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше
признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов, и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения.
Игра «Поиск аналогов»
- Цель: Умение выделять свойства, классифицировать по признакам.
- Взрослый называет какой-либо предмет или явление, например, «вертолёт». Детям необходимо произнести как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того с
учётом какого свойства заданного предмета они подбирались.
Например, могут быть названы «птица» и «бабочка» (летают и садятся), «автобус» и «поезд» (транспортные средства), «штопор» и «вертолёт» (важные детали
вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов.
Игра «Ассоциации»
- Цель: Развитие ассоциативного мышления.
- Ведущий перекидывает мяч в кругу (произвольно) и каждый, у кого в руках мяч, называет слово. Тот, кому мяч перекинули, называет словоассоциацию к сказанному предыдущим участником. Может быть задана тема для ассоциаций – чувства, части тела, проблемы, приятные вещи. Игра может быть неплохим переходом от одной темы к другой.
Игра «Не может быть»
- Цель: Развитие воображения.
- Любой из детей называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумает пять таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!».
Игра «Что было бы, если
бы…»
- Цель: Развитие воображения, умение находить решения для сложных ситуаций. * Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие
должны найти наиболее возможные решения.
Игра «Как разместить стулья»
- Цель: Развитие пространственного воображения.
- Детям предлагается разместить десять стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырёх стен (на дверь не обращаем внимания) было размещено одинаковое их число (два стула нужно поставить по углам, и они, таким образом, будут относиться сразу к двум стенам.)
Игра «Поставь пальчик»
- Цель: Развитие целенаправленного внимания.
- Ребенок должен выбрать из большого количества знакомых ему предметов, изображённых на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указать на него пальцем. Трудность состоит в том, что ребенок должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет воспитатель.
Найденную картинку ребенок получает в качестве приза. Основное требование игры – искать картинку глазами, а не руками, и лишь в последний момент поставить на нее пальчик. Можно помочь ребенку сдержать себя, предложив ему держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.
Игра «Отзовись, не зевай!»
- Цель: Развитие у детей устойчивого сосредоточенного внимания.
- Дети садятся в два ряда друг напротив друга. Взрослый раздаёт детям картинки с изображением животных, детей, птиц, причём у детей из одного ряда должны быть те же самые картинки, что и у детей из второго ряда, т. е. каждая картинка должна иметь пару. Взрослый объясняет детям, что у каждого зверя, птицы или человечка на картинке есть дружок, т. е. точно такая же картинка. Каждый персонаж должен позвать своего друга соответствующим голосом (если на
картинке корова, то помычать, если собачка, то полаять, если мальчик или девочка – позвать по имени). Вся инструкция наглядно поясняется. Каждый, кого позвали, должен быстро отозваться.
Друзья должны подойти к взрослому, показать друг другу свои картинки и убедиться в том, что они одинаковые.
Затем игру продолжают другие дети.
Игра «Слушаем и хлопаем»
- Цель: развитие избирательности внимания.
- Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного.
Игра «К какому произведению рисунок?»
- Цель: повторение прочитанных произведений.
- Взрослый демонстрирует 2-3 рисункаиллюстрации к прочитанным произведениям. Дети должны определить, к какому произведению относится каждый рисунок, и
рассказать содержание изображённого эпизода.
Игра «Потерянная строка»
- Цель: Проверка того, как дети выучили наизусть стихотворения, повторение выученных стихотворений.
- Взрослый пишет на доске три строки из трёх ранее выученных стихотворений. Необходимо сказать из какого стихотворения каждая строка.
Игра «Да, нет»
- Цель: Научить детей правильно соотносить события или предметы и их признаки.
- Взрослый записывает на доске (или говорит устно) название времени года, к примеру, «Зима». У каждого ребенка имеется по две карточки с названиями
«да», «нет». Взрослый записывает под названием «Зима» (или говорит устно) признаки различных времён года. А дети каждый раз определяют, относится ли или
не относится данный признак к зиме, поднимая соответствующую карточку. Игру можно использовать с привлечением другого материала: определить, к какому
времени года относится месяц ( «Апрель – это весенний месяц?», «Август – осенний месяц?»); определить, кто написал то или иное произведение и т. д.
Игра «Весёлый Петрушка»
- Цель: Выработать отношение к звуку как значимому сигналу; учить быстро реагировать на звук.
- Дети сидят на стульях в ряд. Взрослый говорит, что сейчас к детям придёт весёлый петрушка. Он будет ударять в бубен (играть на гармошке, дудочке и др.). Как только прозвучат звуки, надо быстро повернуться (не раньше). Взрослый становится за спинами детей на таком расстоянии, чтобы они, обернувшись,
могли увидеть петрушку. Взрослый ударяет в бубен и быстро достаёт из-за спины петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игра повторяется с другими
инструментами.
|