Организация сюжетно-ролевой игры «Модный дом»
воспитатель Гребнева Наталья Викторовна МАДОУ Детский сад «Детство» СП детский сад № 49 «Золотая рыбка» г. Нижний Тагил, Свердловской области
Игра – самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней является особенно важным. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры.
Цели:
Формирование, систематизация представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях людей, изготавливающих одежду через сюжетно — ролевую игру.
Создание условий для развития познавательной и игровой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать первоначальные представления о том, что на изготовление любого наряда затрачивается много труда.
- Расширять и уточнять представления детей о профессиях людей, изготавливающих одежду, орудиях труда, необходимых им для работы.
Развивающие:
- Развивать у детей умения придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.
- Развивать умения применять в игре знания о способах действия с инструментами, использовать атрибуты сюжетно — ролевой игры по назначению.
- Развивать творческую инициативу детей в сюжетно-ролевой игре.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу.
- Приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
Описание материала:
данный материал может быть использован воспитателями детского сада с детьми старшего дошкольного возраста, для организации сюжетно-ролевой игры, и расширения знаний детей о труде работников ателье.
Планируемые результаты: активное использование детьми предметов заместителей; умение организовать игровое пространство; формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе.
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре (предметно-игровая среда):
- Разнообразные ткани разных размеров и цвета на витрине; изготовленные образцы одежды для кукол; стойка с готовыми изделиями; коллекция тканей (куски ткани разной фурнитуры и расцветки); макет-витрина с видами тканей и фурнитурой (может быть использована как разделитель игрового пространства); альбом виды тканей.
- Наборы, содержащие разноцветные нитки и пуговицы, швейные машины, ножницы, выкройки (лекала), мел, сантиметровая лента, стол раскроя, утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод, манекены.
- Зеркала (трюмо), квитанции для заказов, билеты и пригласительные билеты для показа мод, касса, деньги, фотоаппараты, камера
Предполагаемые роли и игровые действия:
Администратор — оформляет заказы, определяет сроки выполнения заказов, получает деньги за выполненный заказ; продаёт билеты на показы мод.
Директор ателье — принимает новых сотрудников на работу.
Модельер – рисует эскизы одежды, выбирает готовые изделия для показа.
Дизайнер — выбирает ткани для моделей одежды, подбирает фурнитуру lдля украшения одежды.
Закройщик — снимает мерки, делает выкройку на ткани.
Швея — шьет одежду, проводит примерку изделия.
Гладильщица – утюжит, гладит, отпаривает ткань, одежду.
Механик — осуществляет ремонт швейных машин.
Уборщица — убирает обрезки ткани, протирает пол в мастерских, на подиуме.
Промоутер — раздает пригласительные приглашения на показ мод.
Модели — учатся ходить по подиуму и показывать модную одежду, демонстрируют одежду на показе мод.
Зрители (гости) на показах — рассаживаются на свои места, наблюдают, аплодируют, обсуждают между собой модели одежды.
Фотографы — фиксируют интересные кадры, делают портфолио для моделей.
Шофёр — привозит ткани со склада.
Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры:
1. Чтение художественной литературы
- Андерсен Г.Х. «Новый наряд для короля».
- Баранбаев Сеил «Мастерица».
- Благинина Е. «Научу обуваться и братца».
- Братья Гримм — «Храбрый портняжка».
- Воронова Л. «Маша-растеряша».
- Жаманбалинов М. «Вы мастер – золотые руки».
- Заходер Б. «Портниха».
- Кругляков Г. «Мода».
- народная сказка «Одежда, которую кто ни наденет — сто лет проживет».
- народная сказка «Шапка-невидимка, волшебный кнут и семимильные сапоги».
- ненецкая песенка «Сапожник».
- отгадывание швейных загадок из подобранной картотеки.
- Носов Н. «Заплатка».
- Павлова Н. «Чьи башмачки?».
- Пьеро Ш. «Кот в сапогах», «Золушка», «Штопальная игла».
- Снегирёв Г. «Верблюжья варежка».
- Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла»
2. Беседы с детьми
«О профессиях в доме моды», «Мода – это интересно», «Модельерами могут быть как девочки, так и мальчики», «Модельер, это тот человек, который придумывает различные наряды и готовит их к показу». «Что такое показ мод, для чего его делают». Просмотр видеоролика «Показ моды», «Работа в ателье» и т.д.
3. Рассматривание
- созданного журнала мод в группе; журналов мод «Burda»; иллюстраций, картинок из серии «Профессии»; образцов и видов тканей.
4. Дидактические игры
«Оденем куклу Настю»; «Кому, что нужно для работы»; «Кто больше назовёт предметов»; «Одень куклу»; «Подбери ткань»; «Узнай по описанию»; «Что нужно для пошива платья?; «Подбери по цвету»; «Виды одежды»; «Откуда берутся нитки»; «Как заботиться о своей одежде»; «Что из какой ткани можно сшить?»; «Что у тебя шерстяное?»; «Разложи одежду по сезону»; «Назови детали одежды»; «Виды одежды»; «Одень куклу на прогулку».
5. Непосредственная образовательная деятельность
- наблюдение за работой кастелянши в детском саду (ремонтирует одежду), посещение костюмерной детского сада.
- ознакомление с окружающим миром «Как рубашка в поле выросла».
- изучение в ходе НОД презентации «Из чего делают ткань», «Виды одежды».
6. Ручной труд
- аппликация «Украшение платья», «Необычное платье», вырезание одежды для бумажных кукол, изготовление денежных купюр, кошельков оригами, ценников для ткани и одежды.
- рисование эскизов одежды, раскрашивание, придумывание узоров одежды, элементов. «Украсим платочек», «Узоры на платье», «Фартук для бабушки» и т.д..
- лепка «Украшаем одежду, обувь, головные уборы» (пластилинография).
7. Экскурсии:
- экскурсия в магазин ткани (знакомство с ассортиментом магазина (рассказать о том, что бывают разные ткани и из них шьют разные вещи; рассматривание ниток, пуговиц, различных дополнительных аксессуаров), наблюдение за работой продавца (как отмерять и отрезать ткань).
- экскурсия в ателье (рассматривание обстановки ателье и оборудования, наблюдение за трудом работников ателье (модельером, закройщиком, швеей). Обратить внимание на слаженность в их работе. Наблюдение за тем, как клиенты примеряют одежду).
- экскурсия в магазин одежды (знакомство с различными видами одежды, их размерами, внешним видом, дополнительными деталями, украшающими вещи и аксессуарами).
8. Настольные игры:
- лото «Профессии», «Одень куклу», «Шнуровки», разрезные картинки.
9. Подвижные игры:
«Шапка-невидимка», «Колпачок», Игры в уголке «Ряженья».
10. Взаимодействие с родителями:
- совместное изготовление или подбор атрибутов к игре (отрезы ткани, метр, нитки, ленты, пуговицы, замки и т.д.)
- пополнение уголка ряженья новыми атрибутами: вязаные шапочки для игр, платочки, костюмы и т.д.
- встреча с профессионалом, например с мамой или бабушкой, рассказ о профессиях швейной мастерской.
- мастер-класс: «Изготовим куклу своими руками».
- выставка, сшитых или связанных вещей «Рукодельница», изготовленных руками мам или бабушек.
- выставка «Куклы из бабушкиного сундука».
- консультация «Как одеть ребенка по сезону».
Поддержание интереса к игре и развития сюжетной линии игры:
- украшать (декорировать) одежду можно также с помощью самой ткани (сделать накладной карман, сшить пояс, бант, пришить пуговку).
- в ателье поступают разные заказы для пошива одежды (из детского сада, школы, фермерского хозяйства, парикмахерской, кафетерия, больницы, магазина, цирка, хореографического кружка, театра, службы спасения, полиции, ГИБДД и т.д.). Работники выполняют заказы.
- демонстрация одежды (в городе проходит показ мод. В нем участвуют знаменитые модельеры города. Модельер подготовил все варианты одежды. Проходит показ мод).
- в модный дом приглашают стилистов, парикмахеров для создания макияжа и причесок для моделей.
- заказ обедов для сотрудников из «Пиццерии».
- реклама на радио и телевидении ателье «Модный дом».
- магазин «Ткани и фурнитуры», магазин — «Модной одежды» (Продавец выслушивает пожелания покупателя и предлагает покупателю несколько видов ткани (одежды), отмеряет необходимый метраж ткани (выбирает нужный размер одежды), отбивает чек, благодарит за покупку. Покупатель приходит в магазин для покупки необходимой ткани (одежды), выбирает понравившуюся ткань (одежду), расплачивается, благодарит за работу. После чего покупатель идёт в ателье и делает свой заказ или примеряет свой наряд).
- организация выставок и продажи одежды.
- сюжетные линии игры могут быть разными: «Звонок в ателье», «Мы – закройщики», «Мы – портные», «Мода», «Закажем одежду по сезонам», «Открытие ателье», «Репортаж о доме мод», «Поломка машинки (утюга)», «Примерка», «Праздничные наряды», «Порвалось платье», «Сработала пожарная сигнализация», «Отключили свет», «Закончилась нужная ткань», и т.д.
Оценкой игры может служить:
- эмоциональная отзывчивость детей на игру; взятие на себя выпавшей роли; решение конфликтных ситуаций путем договора между собой; выдерживание своей роли до конца игрового действия; работа с книгой отзывов.
Воспитателю по ходу игры необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений.
|