Цель: дать понятие о смехе, улыбке, показать их значение в жизни человека. Задачи: 1.(обучающая) дать информацию о смехе, улыбке; 2.(развивающая) способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей, умение осознанно выражать свои эмоции и чувства 3.(воспитательная) воспитывать доброжелательное отношения к людям. Структура занятия: I.Орг. Момент
1.Приветствие друг друга II.Основная часть 1.Чтение рассказа 2.Гость урока 3.Беседа о пользе смеха
4. игра «Ответ- вопрос» 5. игра «Угадай эмоции по интонации» 6. Просмотр иллюстраций и комментарий III. Заключительная часть 1.Обсуждение пословиц и обсуждение правил улыбки и смеха. 2.Раздача «Медали улыбки» 3. Рефлексия занятия.
Используемые методы и приемы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (метод иллюстраций), практические (упражнение), игровые. Оборудование: клубок, солнце мягкое, карточки с вопросами, медали, доска, иллюстрации эмоций. Используемые источники информации: Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М.: Просвещение,1991 Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М.: Молодая гвардия, 1973 Леви В.Л., Я и мы. М.: Молодая гвардия. Грозный, 1988 Ход I.Орг. момент 1.Приветствие друг друга Цель: создание эмоционального настроения. Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами собрались, чтоб поговорить о смехе и улыбки узнать, что же это такое и для чего нам нужно улыбаться и смеяться. Но для начала, давайте с вами поздороваемся, но это мы будем делать необычным способом. У меня в руках, клубок, мы будем передавать его соседу справа, наматывать его на палец называть свое имя и говорить всем здравствуйте (я Лена, здравствуйте). Вот мы и поздоровались, теперь присаживайтесь на свои места и послушайте рассказ. II.Основная часть Чтение рассказа. Цель: познакомить с рассказом. «Откуда приехала Ира» Мы приехали в летний лагерь. После обеда воспитательница стала знакомиться с отрядом и записывала, откуда, кто приехал. Одни называли город, другие область. В это время в палату вошла Ира. - Как твоя фамилия? - спросила её воспитательница. - Семенихина. -А ты откуда? - Из столовой! – ответила Ира. Дети засмеялись. -Какие чувства, эмоции у вас вызвал этот рассказ? (вызывает смех, улыбку) -Почему вы засмеялись, вам было смешно? (девочка смешно ответила) -Итак, сегодня мы с вами поговорим о смехе и улыбке. -И наш урок так и называется, прочтите тему («Давайте улыбаться и смеяться»). -Ребята, а когда же мы смеемся, улыбаемся? (когда нам весело, интересно, когда с нами происходит что то хорошее…) -А вы любите улыбаться и смеяться? 2.Гость Цель: закрепить знания «волшебных слов». Посмотрите, к нам в гости пришло солнышко, а как вы думаете, почему именно оно к нам пришло? (Солнце – это символ радости, тепла и хорошего настроения) на солнышке у нас есть карточки с вопросами. Желающие подойдите и ответьте на них. 1. Какое слово мы произносим при встрече друг с другом? (Здравствуйте). 2. С помощью какого слова мы обращаемся с просьбой? (Пожалуйста). 3. Как называют человека, делающего много хорошего для других людей? (Добрый). Эти три слова всегда приятны людям и вызывают улыбку, и позитивное настроение. 3.Беседа о пользе смеха Цель: дать информацию о смехе. - 80% успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с другими людьми. Очень важно уметь улыбаться, это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения. С помощью улыбки можно улучшить свое настроение. Когда мы улыбаемся, в кровь поступают специальное вещество – гормон удовольствия, который успокаивает и повышает настроение. - А знаете ли вы, что смех и улыбка влияет на здоровье человека? - Как вы думаете, каким образом? (человек становится жизнерадостным, энергичным) - Смех, сам по себе – неплохой массаж, ведь он встряхивает кровеносные сосуды и мышцы нашего лица и тела, в том, что числе и внутренние, которые управляют, работай внутренних органов. Так же в кровь поступают вещества, противостоящие болезнетворным бактериям. Ученые даже заметили, что жизнерадостные люди реже болеют, а дети, которые не грустят, быстрее выздоравливают. - Итак, смех – это определенная реакция организма, при которой наши мышцы лица непроизвольно сокращаются, учащается сердцебиение, меняется давление крови. -Какое же значение имеет смех, улыбка? -Послушайте, как о смехе сказал еще в 17 веке английский врач Сиденгам: «Прибытие в город паяца значит для здоровья жителей гораздо больше, чем десятки мулов, нагруженных лекарствами». -Сначала разберем, кто такой паяц? Посмотрите на доску, как пишется это слово. Так называли раньше клоунов, это слово итальянское. -Послушайте высказывание еще раз и скажите, как вы его понимаете. -Согласны ли вы с ним? Когда вам будет грустно, нужно вспомнить веселую историю, посмеяться и сразу же настроение поднимется. 4. игра «Ответ- вопрос» Цель: поднять настроение. -А сейчас давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Ответ – вопрос». Перед вами написаны вопросы, а ответы мы запишем на листочки отдельные и перепутаем. 1. Что вы носите в своем портфеле? 2. Какой известный киноартист вам нравиться? 3. Что выбрасывают в урну? 4. Что обычно берут с собой в гости? 5. Кто умеет ходить по потолку? 6. Что идет на улице? Мы напишем ответы на отдельных листочках и перемешаем, затем будем доставать и читать кому, что достанется. 5. игра «Угадай эмоции по интонации» Цель: учить выражать свое настроение при помощи интонаций. -Давайте еще поиграем в одну игру, которая называется «Угадай эмоции по интонации». Выражать свое настроение помогают не только жесты, мимика, но и интонация. Попробуйте произнести фразу «Завтра каникулы» с эмоциональной окраской (удивленно, радостно, грустно, гневно, спокойно, страшно, обидно). Остальные должны отгадать эмоцию. -А сейчас я хочу вам предложить упражнение, которое вам поможет, если вы будите, раздражены или огорчены. Надо посмотреть в зеркало и улыбнуться себе, когда плохое настроение улыбка сначала не естественная, а потом самому смешно и поднимается настроение. Попробуйте. -Молодцы. Отложите зеркала. -Как вы думаете, улыбка бывает разной? (Да, улыбка может быть смущенной, язвительной, радостной.) 6. Просмотр иллюстраций. Цель: учить различать различные эмоции на иллюстрациях. -Посмотрите на иллюстрации. Найдите здесь радостную улыбку, смущенную, язвительную. Давайте попробуем изобразить все эти разные улыбки. III. Заключительная часть 1.Обсуждение пословиц и обсуждение правил улыбки и смеха. Цель: закреплять знания пословиц, учить разбирать, что они означают. Ребята, мы должны с вами правильно уметь улыбаться и смеяться. Какие правила улыбки мы должны знать? В этом нам помогут пословицы. -Посмотрите на доску. Здесь пословицы о смехе, веселье, улыбке. Как вы их понимаете? Веселье лучше богатство. Кто в радости живет, того и кручина неймет. -Первое правило: Улыбка поможет в общении. -Второе правило: Старайся чаще улыбаться друзьям, родителям, учителю. Кто людей веселит, за того весь свет стоит. -Правило третье: Смейся заразительно. Но знай, где и как смеяться. Нет лучше шутки, как над собою. За шутку не сердись, в обиду не вдавайся. -Четвертое правило: Умей смеяться над собой. Тебе смешно, а мне до сердца дошло. -Правило пятое: не смейся над чужим горем или физическим недостатком. -Вот какие правила у нас получились. У каждого из вас памятка, посмотрите еще раз на правила. -Как же надо смеяться? -А когда нельзя смеяться? -Итак, ребята, что же мы узнали о смехе, улыбке? -Как повысить себе настроение? -Какая может быть улыбка? -Как надо смеяться? 2.Раздача «Медали улыбки» Цель: доставить детям радость, наградить за хорошие знания на уроке. -Вы сегодня хорошо работали, и все получаете медали – улыбки. 2. Рефлексия занятия. Цель: выяснить какое настроение было на уроке, и какое стало после урока. Надо закончить фразу: Я себя на уроке чувствовал…
Составила педагог-психолог МБДОУ д/с № 68 Мантулова Я.А. г. Белгород
|