Авторское дидактическое пособие «Радужная коробочка» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Левенец Н. А. | |||
23.01.2020 09:26 | |||
Авторское дидактическое пособие «Радужная коробочка» Разработчик: воспитатель МБДОУ ЦРР-детский сад №5 ст. Старощербиновской Левенец Н.А. Участники: дети дошкольного возраста. Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». развить гибкость, подвижность мышления, с другой стороны развивает речь и творческое воображение. Используется при анализе характеристик героя, любого литературного произведения. Разработка дидактического материала на основе ТРИЗ-технологии системный оператор «Радужная коробочка». Участники: дети дошкольного возраста.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Развить гибкость, подвижность мышления, с другой стороны развивает речь и творческое воображение. Используется при анализе характеристик героя, любого литературного произведения. Цель разработки пособия: - создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, способность познать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость творчества, определение роли и места объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. Задачи:
Принципы создания дидактического материала: Обогащение речевого и театрального центров, стимулирование речевой и познавательной, активности детей, реализация принципов соответствия возрастным особенностям детей, доступность, безопасность, эффективность образовательного процесса. Содержание дидактического материала: Данный дидактический материал позволяет в совместной игре с детьми формировать у них новый способ игровых умений — совместное сюжетосложение. Применяется уже со второй младшей группы. Дописать экраны – в старшем до девяти. Дидактический материал представляет собой игру на основе ТРИЗ-технологии «Системный оператор». Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Значение системного анализа:
В работе со старшими дошкольниками используется расширенный, девятиэкранный вариант приёма «Волшебный экран». Для младших дошкольников применяют три элемента, а для средних- пять элементов, расположенных в горизонтальном или вертикальном ряду. Аналогичным образом можно выстраивать интересный познавательный разговор во время игр и прогулок, например, о том, почему идёт дождь, падают снежинки, появляется радуга, летают птички и бабочки, растут деревья и цветы и т. д. «Системный оператор» — помогает развить системное и логическое мышление. Пособие предназначено для развития гибкости, подвижности мышления, с другой стороны развивает речь и творческое воображение. Нами представлена радужная коробочка с различными картосхемами: пазлы (составные части предмета), открытая книга (начало действия), песочные часы (предлагается вспомнить прошлое предмета или сказки, рассказа и т.д), знак вопроса (придумать свое продолжение сказки, рассказа или будущее персонажа). Также можно придумать и другие символы, которые будут понятны детям с учетом их возрастных особенностей. Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений при ознакомлении детей с окружающим миром, при ознакомлении с предметами и их составными частями, при ознакомлении с художественными произведениями — при закреплении образа сказочного персонажа. Место использования в педагогическом процессе: Данное пособие используется в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, социально-коммуникативной деятельности, как в индивидуальной, так и в совместной игровой деятельности детей. Особое внимание уделяется подбору карточек-символов при ознакомлении (закреплении) с тем или иным предметом или сказкой. Изготовление «Радужной коробочки»: для изготовления коробочки нужны 5 квадратов размером 25*25см, использовался двухсторонний цветной картон, квадраты скрепляются между собой на пружинах. Правила использования коробочки:
Пример игры с пособием (с подгруппой детей): Воспитатель: «Ребята, сегодня я вам предлагаю покатать нашего сказочного героя Буратино по нашей пятиэкранке. Сначала поедем вниз на синий экран — здесь нужно назвать части тела Буратино (руки, ноги, голова, туловище и т.д.), теперь едем наверх, что находится на третьем этаже? Здесь нужно сказать, где мы можем встретить Буратино (м/ф, сказка, игрушка, в книге), едем влево на желтый экран — давайте вспомним, чем был Буратино в прошлом (поленом), и едем на голубой экран- давайте придумаем, кем может стать Буратино в будущем (ответы детей). Таким образом, представленная технология является средством развития творческих способностей, предполагающих особое внимание и к личности ребенка, и к его музыкально-театральным интересам, а так же к дальнейшему развитию. Что является стимулом для нас продолжить работу в том же направлении.
|