«Создание условий по организации современных сюжетно-ролевых игр» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Романова Ольга Евгеньевна | |||
05.08.2019 18:02 | |||
«Создание условий по организации современных сюжетно-ролевых игр» Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, оператор и т.д.) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Путешествия», «Служба спасения» и т.д. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Телевидение оказывает наибольшее влияние на воображение дошкольников. (Человек-паук, энгриберс, Черепашки Ниндзя, телеведущая и т.д.). Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры: при всём многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения.
Современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно- ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменениями социума Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой или к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, покемонов в детской субкультуре считается престижным. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. Часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим (как это было раньше — дворовые игры) Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада. Обучение игре представляется естественной помощью воспитателя ребенку. Она включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения. Современный педагог должен обратить внимание: Во-первых, на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре. Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе. В педагогическом процессе по отношению к игре существуют две взаимосвязанные составляющие:
Важно помнить, что обе составляющие присутствуют на всех этапах дошкольного детства. Другое дело, что меняется сама форма совместной игры взрослого с детьми, постепенно увеличивается доля самостоятельной игры. Как же играть с детьми? Целесообразно начинать с наблюдения за играми детей, выявления их игровых умений и интересов. В процессе воспитатель обращает внимание на начало игры (кто инициатор), на ход игры (как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете, какие игровые умения используются, на речевые проявления детей, что отражается в содержании игры, эмоции), конец игры (было ли логическое завершение и т.д.) С изменением возраста детей должна меняться форма совместной игры воспитателя, приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей. Выделяют две группы приемов руководства сюжетно-ролевой игрой: прямые и косвенные. Прямые включают приемы непосредственного участия взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера:
Нарастание самостоятельности детей в игре зависит от руководства игровой деятельностью педагогом. Вначале педагог как партнер (носитель игровых идей и умений организационного общения в игре). Далее, педагог выступает как координатор игровых замыслов и общения детей (оказывает оперативную помощь в случаях затруднения в развертывания сюжета). Когда опыт осуществления игры освоен, педагог становится наблюдателем за играми детей (оказывает непрямую помощь при возникающих затруднениях, это изменение предметной среды, проблемная ситуация, совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх). Воспитательное участие взрослого в играх детей должно быть гибким и непринужденным. Косвенные приемы:
Для руководства сюжетной игрой детей в младшем и старшем дошкольном возрасте педагог должен использовать обе группы приемов. В младшем возрасте с преобладанием прямых приемов, в старшем возрасте — косвенных. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре. Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей включает в себя:
Развивающая предметно-игровая среда и ее своевременное изменение, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:
Каковы же этапы организации сюжетно-ролевой игры: I этап. Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре, — наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребенка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается). II этап. Организация сюжетно-ролевой игры ( «игра в подготовку к игре»): определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры; создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования; совместная игровая деятельность воспитателя и детей. III этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное — в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя — зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики ( «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и пр.), при организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. (Например, поменялся образ типичного магазина — это супермаркет; вместо обычной парикмахерской мы чаще встречаемся с салоном красоты с широким спектром услуг, медицинский центр, фитнес центр). Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Следовательно, воспитателю необходимо продумать ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами. Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре, вызывали у детей эмоционально-положительное отношение и интерес. Это является условием самостоятельности и активности детей в сюжетно-ролевых играх. Чтобы в детском саду научить детей играть в сюжетно-ролевую игру, отражающую современные профессии, воспитателю необходимо самому знать их, и четко представлять, чем занимается тот или другой человек в своей профессии. Я представлю некоторые современные сюжетно-ролевые игры такие как: «Агентство недвижимости», «Салон сотовой связи», «Салон красоты» Наполнение игровыми материалами уголков современных сюжетно-ролевых игр осуществляется по мере ознакомления детей с деятельностью взрослых, особенностями социума. Предварительная работа: Дети. Чтение художественной литературы (Чуковский К. И. Телефон, Носов Н. Н. Телефон, Михалков С. А что у вас, В парикмахерской, Житков Б. Что я видел. Какой номер. Русско-народные сказки Теремок, Рукавичка, Лиса и заяц, Скебцова М. Чудесный парикмахер, Кругляков Г. Мода, Успенский Э. Страшная история). Рассматривание иллюстраций о профессиях, изображений домов, районов Балаково, различных марок телефонов. Беседы: что такое недвижимость? Что продают? что покупают? для чего нужны сотовые телефоны, этикет телефонных разговоров, как я с мамой ходил в салон красоты, о профессиях парикмахера, визажиста, менеджера по продажам (телефонов, недвижимости, риэлтора. Дидактические игры: Угадай профессию по ключевым словам, Загадки, Позвони родным, Построим дом, Как живешь, Для чего эти предметы? Что умеют мастера? Кому что нужно для работы? Творческая деятельность: сбор атрибутов для игры, приготовление коллажей, приготовление бланков, счетов, бейджиков. Родители принимали активное участие в создании предметно-пространственной среды, оформление папки: профессии родителей, экскурсии в салоны сотовой связи, салоны красоты, агентство недвижимости. Во время экскурсий было дано задание: обратить внимание на оборудование, обращение с клиентами, услуги которые там оказывают. При организации с/р игры «Агентство недвижимости» были поставлены следующие задачи:
Была создана предметно — пространственная среда.
Введены следующие игровые действия.
При организации с/р игры «Салон сотовой связи» были поставлены следующие задачи:
Была создана предметно- пространственная среда.
Введены следующие игровые действия.
При организации с/р игры «Салон красоты» были поставлены следующие задачи:
Была создана предметно- пространственная среда.
Введены следующие игровые действия
В заключении хочется сказать, что сюжетно-ролевая игра обязательно придет в жизнь наших детей. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети, играя, — в значительной степени зависит от нас, педагогов. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”. Литература:
|