Щедрина Ольга Дмитриевна Воспитатель МАДОУ №69 "Ладушки" г. Старый Оскол, Белгородская область, Старооскольский край. Научить ребенка рассказывать - это значит сформировать его связную речь. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством. В дошкольном возрасте необходимо развивать диалогическую форму речи, а затем и монологическую. На протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.
При обучении детей монологической речи необходимо, прежде всего, научить связно и последовательно, логически стройно и законченно, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывание. Работа по формированию связной монологической речи это, прежде всего - обучение детей рассказыванию. Важно, чтобы ребенок рассказывал последовательно, использовал разные способы организации зачинов (как-то раз, однажды, это случилось...), умел дать название своему небольшому сочинению. Дошкольников необходимо учить составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине или по серии сюжетных картин. Вся эта работа должна способствовать постепенному становлению самостоятельного словесного творчества детей (сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок). В результате развиваются такие умения ребенка, как объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказывание. Обучая ребенка связно, самостоятельно и последовательно излагать мысли, находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко и словопроизношения - взрослые обучают ребенка рассказыванию. Родители, параллельно с работой логопеда и воспитателей осуществляют свою деятельность с ребенком. Вот несколько игр и приёмов, которыми вы, уважаемые родители, можете воспользоваться: Игра «Закончи предложение», ребенку предлагается закончить предложение и добавить антоним. «Вишня мелкая, а яблоко (крупное). Ручей мелкий, а река (глубокая)». Игра «Наоборот». Взрослый называет слово, А ребенок должен придумать слово наоборот. Например: день-ночь, небо-земля, громкий - тихий, весёлый - грустный. Игра «Подбор определений». Взрослый говорит слово: собака, а ребенок подбирает определения: какая? (большая, маленькая, умная, злая, лохматая, добрая, громколающая, короткошерстная ...) Игра «Узнай но описанию». Взрослый описывает: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная - что это? (береза). Игра «Подбери действие». Взрослый спрашивает: ветер что делает? Ребенок подбирает и называет (воет, дует, свистит, срывает листья). Игра «Слово заблудилось». Взрослый говорит: Дворник взял метлу, он будет..., ребенок продолжает предложение. Игра «Составь предложение». Взрослый называет любое слово, например -месяц. Ребенок с этим словом составляет предложение. Февраль - третий месяц зимы. Все эти упражнения помогают не только расширить словарь, но и улучшить звукопроизношение. Важно многократное повторение этих упражнений. Положительное влияние оказывает совместное рассматривание картин. Правильно поставленные вопросы взрослого заставляют ребенка находить слова для обозначения качеств и свойств предмета, видеть основное и второстепенное, выделять главное. А если ребенок испытывает затруднение, взрослый - внимательный слушатель и помощник - приходит ему на помощь. Большое влияние на обогащение речи ребенка оказывает художественная литература. Слова, услышанные в сказке, стихотворении, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами, тогда дети начнут свободно их использовать в своей речи. При отборе книг для детского чтения и рассказывания важно учитывать доступность литературного произведения, его сюжетную занимательность, литературную ценность, соответствие задачам нравственного воспитания, воспитание любви к Родине, к людям, к природе.
|