Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия «Как научить ребёнка рассказывать»
Занятия с детьми
Автор: Щедрина Ольга Дмитриевна   
08.05.2013 14:00

Конспект занятия «Как научить ребёнка рассказывать»Щедрина Ольга Дмитриевна
Воспитатель МАДОУ №69 "Ладушки" г. Старый Оскол, Белгородская область, Старооскольский край.
Научить ребенка рассказывать - это значит сформировать его связную речь. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством. В дошкольном возрасте необходимо развивать диалогическую форму речи, а затем и монологическую.
На протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.


При обучении детей монологической речи необходимо, прежде всего, научить связно и последовательно, логически стройно и законченно, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывание.
Работа по формированию связной монологической речи это, прежде всего - обучение детей рассказыванию. Важно, чтобы ребенок рассказывал последовательно, использовал разные способы организации зачинов (как-то раз, однажды, это случилось...), умел дать название своему небольшому сочинению. Дошкольников необходимо учить составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине или по серии сюжетных картин. Вся эта работа должна способствовать постепенному становлению самостоятельного словесного творчества детей (сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок). В результате развиваются такие умения ребенка, как объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказывание.
Обучая ребенка связно, самостоятельно и последовательно излагать мысли, находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко и словопроизношения - взрослые обучают ребенка рассказыванию. Родители, параллельно с работой логопеда и воспитателей осуществляют свою деятельность с ребенком. Вот несколько игр и приёмов, которыми вы, уважаемые родители, можете воспользоваться:
Игра «Закончи предложение», ребенку предлагается закончить предложение и добавить антоним.
«Вишня мелкая, а яблоко (крупное). Ручей мелкий, а река (глубокая)».
Игра «Наоборот». Взрослый называет слово, А ребенок должен придумать слово наоборот. Например: день-ночь, небо-земля, громкий - тихий, весёлый - грустный.
Игра «Подбор определений». Взрослый говорит слово: собака, а ребенок подбирает определения: какая? (большая, маленькая, умная, злая, лохматая, добрая, громколающая, короткошерстная ...)
Игра «Узнай но описанию». Взрослый описывает: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная - что это? (береза).
Игра «Подбери действие». Взрослый спрашивает: ветер что делает? Ребенок подбирает и называет (воет, дует, свистит, срывает листья).
Игра «Слово заблудилось». Взрослый говорит: Дворник взял метлу, он будет..., ребенок продолжает предложение.
Игра «Составь предложение». Взрослый называет любое слово, например -месяц. Ребенок с этим словом составляет предложение. Февраль - третий месяц зимы.
Все эти упражнения помогают не только расширить словарь, но и улучшить звукопроизношение. Важно многократное повторение этих упражнений.
Положительное влияние оказывает совместное рассматривание картин. Правильно поставленные вопросы взрослого заставляют ребенка находить слова для обозначения качеств и свойств предмета, видеть основное и второстепенное, выделять главное. А если ребенок испытывает затруднение, взрослый - внимательный слушатель и помощник - приходит ему на помощь.
Большое влияние на обогащение речи ребенка оказывает художественная литература. Слова, услышанные в сказке, стихотворении, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами, тогда дети начнут свободно их использовать в своей речи.
При отборе книг для детского чтения и рассказывания важно учитывать доступность литературного произведения, его сюжетную занимательность, литературную ценность, соответствие задачам нравственного воспитания, воспитание любви к Родине, к людям, к природе.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год