Творческая деятельность, как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ |
Занятия с детьми | |||
Автор: Лукьянова Светлана Ивановна | |||
09.08.2018 11:44 | |||
Творческая деятельность, как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ Лукьянова С.И, учитель – логопед МБДОУ ЦРР детский сад №7 «Солнышко» г. Луховицы, Мир «особого» ребёнка… Современное педагогическое сообщество проявляет повышенный интерес к проблемам и коррекции детей с ОВЗ, в частности детей с умственной отсталостью и особенно неговорящих. Многие педагоги работают над темой социальной адаптации таких воспитанников и интеграции их в общество. Дети с умственной отсталостью обычно обучаются в специальных учреждениях, но современная тенденция к взятию опеки над такими детьми привела к проблеме их обучения и воспитания в обычных садах, так как родители пользуются правом Закона об Образовании РФ выбора образовательного учреждения. Проблема образования детей с умственной отсталостью наиболее заметна в районах, где есть нехватка педагогов — дефектологов, а в учреждениях специальных условий.
Не буду в этом выступлении обговаривать штатное расписание, выделенное на эту группу, условия работы педагогов и пребывания детей. Главное, как организовать коррекционную работу так, чтобы в своих условиях мы могли действительно помочь и детям, и родителям в решении поставленных перед нами задач. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что при умственной отсталости характерной особенностью является и недоразвитие психической деятельности, и познавательной. Работа с умственно отсталыми детьми обычными приемами и методами не всегда дает положительные результаты. Поэтому необходимо обогащать свой педагогический опыт новыми коррекционно-развивающими технологиями, которые наиболее эффективно помогут скорректировать дефекты. Всем известно, что на занятиях особенно важно создание такой ситуации успеха, чтобы воспитанники смогли преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии. Дети с умственной отсталостью не хотят идти трудным путем, всегда ищут более легкий, уже знакомый путь, который не требует от них серьезных умственный усилий. Если к таким детям предъявлять требования, которые вызывают у них трудности выполнения каких –либо заданий, мы можем наблюдать негативизм, упрямство, отказ от деятельности. Не секрет, что предметно – практическая деятельность наиболее доступна детям с умственной отсталостью. Мы пришли к мнению, что на занятиях необходимо чаще использовать творческий потенциал этих воспитанников, т.е. проводить коррекционные занятия через творческие задания. В творческой деятельности ситуация успеха достигается в результате определенных художественно-эстетических действий. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, аппликация, игровое превращение в кого – либо, самостоятельное действие со звучащей игрушкой. На важную роль творчества в воспитательно-образовательном процессе детей с отклонениями указывали такие представители отечественной науки, как Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и другие. Специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова утверждают, что процесс творчества детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательную и эмоциональную стороны. Разнообразие видов творческой деятельности обеспечивает работу всех процессов головного мозга, наилучшим образом влияет на коррекционную работу. Конечно, при этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое он дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Ребенок должен видеть положительный результат своего труда. В результате такой деятельности занятия творческим трудом является средством коррекции недостатков и имеет лечебное воздействие. В ходе апробации данного подхода мы поставили перед собой следующие задачи:
Тематика творческих заданий исходит из тематического планирования. Но обязательно учитываются индивидуальные возможности и способности детей, предусматривается уровень имеющихся умений и навыков, самостоятельность. При этом обучающий мотив всех заданий сохраняется, что помогает нам работать над развитием психических процессов, развитием общей и мелкой моторики, развитием пространственных представлений, развитие импрессивной и экспрессивной речи. Многие исследователи (А. А. Катаева, Е.А. Стребелева, В.И. Липакова и др.) считают, что работу с детьми с умственной недостаточностью следует начинать с создания сенсорной базы, так как в процессе восприятия ребенком накапливаются зрительные, двигательные, слуховые, осязательные образы, что необходимо для дальнейшего развития их устной речи. Так же важно, чтобы процесс восприятия свойств предметов был сопряжен со словом. Приведу несколько примеров, как с помощью творческих работ мы работаем над созданием данной сенсорной базы. Например, работая над темой «Осень», была проведена творческая работа по аппликации из натуральных листьев «Осенний коврик» и оттиск листьев на бумагу. В ходе данных работ закреплялось выделение предмета из множества, проводилась работа на восприятие предметов по величине, цвету; работали над умением различать бытовые звуки – шуршания листьев; стимулировали желание действовать с предметом, развивали первые перцептивные действия группировки по образцу. В ходе этой работы решались такие общие задачи, ка представления о явлениях природы, о сезонных изменениях. В теме «Домашние животные» мы с детьми изготовили «Собачку Жучку» способом приклеивания шерстяных ниток на фон, с дальнейшим накладыванием контура собаки. Здесь мы смогли отработать с детьми огромный словарный запас, это и названия частей тела животного, и такие отвлеченные слова, как «мягкая», «пушистая», «теплая». И все это было основано на непосредственно тактильном ощущении детей. И конечно, были решены другие задачи сенсорного характера, например, выбрать большой бантик, дифференциация звукоподражания кошек и собак, стимулирование речевого отклика самих детей на данные звукоподражания. Очень интересные творческие задания дали нам темы «Зимние развлечения» и «Новый год». По традиции всей нашей страны мы сделали «Елочку». Но идея: реализовать через творческие задания решения других коррекционных задач, заставило нас придумать ее изготовления способом шнуровки. Здесь упор шел на развитие и координацию общей и мелкой моторики. При ее изготовлении отрабатывались сенсорные задачи: дифференциация цвета, формы, размера. Так же шла работа над дыханием, дети с удовольствие украшали елочку снежинками. Ну а при изготовлении «Снеговика» из ватных дисков, мы закрепили названия формы, учились выбирать, что катиться; закрепили понятия «большой» и «маленький», непосредственно в творческой деятельности отрабатывали значение предлога «на». Вот примерный план творческих заданий: Тема Содержание работы Осень «Осенний коврик» — оттиск накрашенных краской листьев на бумаге Деревья Аппликация «Разноцветные деревья» — отрывание цветных кусочков, приклеивание на контур кроны дерева. Человек «Весёлый гномик» — дорисовывание оттиска ладошки Животные «Собачка жучка» — приклеивание ниток на клеевую основу, наложение контура. Одежда Аппликация «Красивая одежда» — отрывание и приклеивание цветных кусочков, наложение контура одежды. Зима «Елочка» — шнуровка цветной лентой, украшение конфетти. Новогодний праздник в семье Аппликация «Новогодние бусы» — приклеивание геометрических фигур в ритме по образцу Семья и зимние забавы «Снеговик» — аппликация из ватных дисков Дом. Посуда. «Укрась чашку» — шнурование чашки по контуру с помощью деревянной иголки и шерстяных ниток Дом. Папа – защитник. Аппликация «Танк» — приклеивание колес. Мама – хозяйка. «Портрет мамы» — изготовление рамочки из палочек от мороженного Весна. «Солнечные блинчики» — примакивание через трафарет Весна. Ждем птиц. Аппликация «Скворечники для птиц» — из цветной бумаги Весна в природе. Аппликация «Разноцветные зонтики» — отрывание и приклеивание цветных кусочков, наложение контура зонта Весна. Цветы. «Красивые цветочки» — наматывание шерстяных ниток на основу Как видим, творческая деятельность с детьми с умственной отсталостью имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику, обогащает речевое развитие детей. Данный подход позволяет создать условия для развития познавательных процессов, развитию мотивов для взаимодействия с окружающими, является удовлетворением потребностей ребенка в признании его достижений, формированию у него образа – Я. Источники:
Конспект индивидуального занятия с ребенком с Синдромом Дауна (ОНР I уровня) «Кошка и собачка» Коррекционно – обучающие задачи: учить различать изображение кошек и собак, соотносить нарисованные изображения с игрушками. Дать знания о том, что собаки любят косточки, а кошки – рыбку. Вводить в активный словарь слова: пушистый, мягкий, косточка, рыбка. Коррекционно – развивающие: развивать умения подражать голосам животных. Работать над развитием мелкой моторики. Развивать внимание, логическое мышление, творческий потенциал ребенка с ОВЗ. Коррекционно- воспитательные: воспитывать доброе отношение к животным. Материалы и оборудование: презентация, мягкие игрушки собаки и кошки, картинки с изображением кошки и собаки, раздаточный материал косточки и рыбки, пазл изображающий собаку, нарезанные шерстяные нитки, клей, кисточка, контур собаки. Ход занятия На пороге кабинет ребенка встречает игрушечные кошка и собака. Педагог: Кто это нас встречает, Кира? Это кто? Киса. А это кто? Собачка! (По возможности ждем ответа от детей, а потом говорим сами, во всех ситуациях на протяжении всего занятия) Как они разговаривают? Как мяукает киса? Как лает собачка? Ребенок: Ав-ав, мяу! Педагог: Собака и киса приглашают нас с тобой поиграть. Давай сядем за компьютер и поиграем с ними. Работа с презентацией Педагог: Послушай, как киса мяукает. Это киса (на экране) мяукает: «Мяу!» И наша киса мяукает. Покажи, как? Ребенок подражает: Мяу, мяу, мяу! Педагог: А теперь послушай, как лает собачка! Наша собачка тоже может так лаять. Покажи! Ребенок: Ав, ав, ав. Педагог: А теперь послушай, кто говорит с нами: киса или собачка, покажи, возьми того, кто говорит с нами. (В презентации идет голос одного из животного, ребенок проговаривает и показывает на игрушку, кто это проговорил. На экране появляется животное. Игра повторяется несколько раз) Работа с презентацией Педагог: А теперь давай покормим наших друзей. Собачка любит косточку, а киса любит рыбку. Педагог: Давай покормим нашу собачку и кису. Собачке дадим косточку, а кисе рыбку. Работа за столом Педагог: Посмотри сколько кошек и собачек к нам пришло, и все хотят поесть. Давай всем кошкам дадим рыбку, а собачкам косточку. (Ребенок раздает рыбку всем кошкам, а косточку собачкам. Педагог создает ситуацию и провоцирует ребёнка на произношение слов: киса, собака, рыбка, косточка) Физминутка: Бегал по двору щеночек. Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте) Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны) Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту) Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок) Игра с пазлами Педагог: Посмотри, наш маленьких щенок заболел. Давай его вылечим. Найди, где у щенка голова? Это что? Положи на место. Где у щенка спинка и животик? Вот они! Положи на место? Чего не хватает здесь? (ушка) найди ушко, положи его на место. (Ребенок собирает пазлы. Педагог создает ситуацию и провоцирует ребёнка на произношение слов: голова, лапки, хвостик, ушко и т.д. Художественно-творческая деятельность Педагог: Кира, давай нашему щеночку сделаем друга. А для этого мы с тобой будем делать волшебство. Потрогай, какой наш щенок пушистый, мягкий. Вот сколько у меня есть пушистых и мягкий комочков. Давай мы приклеим эти комочки на лист бумаги. (Ребенок приклеивает порезанные шерстяные нитки на клеевую основу. В зависимости от возможностей ребенка, клеевую основу он может сделать сам, размазав по листу клей. Нитки можно взять не одного цвета, а, например, желтые и черные, тогда собачка получится более выразительная.) Педагог: У нас получился пушистый лист. Потрогай, какой лист? (пушистый, мягкий) Теперь давай наложим на него контур, посмотри, кто у нас получился? Ребенок: Собака. Ав, ав, ав. Педагог: Потрогай собачку, она мягкая, пушистая. Где у собаки ушки? А голова? Погладь собаке спинку. Давай собачке дадим косточку. Потрогай еще раз, какие пушистые друзья у нас. Давай отпустим их играть.
|