Особенности игровой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста |
Занятия с детьми | |||
Автор: Новикова Светлана Александровна | |||
24.09.2021 11:30 | |||
Особенности игровой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста Новикова Светлана Александровна Воспитатель первой квалификационной категории ГБОУ Школа №1387 ДГ Ландыш г. Москва Аннотация: в статье рассматриваются особенности игровой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста. Материалы данной статьи могут быть полезны психологам, педагогам дошкольного образования, родителям Ключевые слова: дошкольный возраст, игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, гендерные различия. Игра как ведущая деятельность Дошкольное детство-большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включится в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей моделирующая жизнь взрослых.
Ролевая или как ее иногда называют творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это-деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношение между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ-мамы, доктора, водителя и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью. Ребенок и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, «как через стекло». В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно. [4. стр. 271-272] Игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неформальные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. Д.Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, стружки и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Поставьте для него коробку в дальний угол, и ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение. [2. стр. 204-205. ] Игра и развитие мотивационной сферы у детей дошкольного возраста. С игровой деятельностью связано формирование мотивационной сферы у детей дошкольного возраста. Во время игры у ребенка формируется соподчинение мотивов – подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким, а кроме того, происходит формирование мотивов более высокого типа, связанных с выполнением ребенком взятых на себя обязанностей (Д. Ю. Эльконин, 1960). По ходу игры у ребенка возникает множество мимолетных желаний, но ребенок вынужден отказываться от этих случайных желаний в пользу основного побудительного мотива. Игра выступает как деятельность, внутри которой не только осуществляется соподчинение мотивов, но и происходит их насыщение новым социальным, специфически человеческим содержанием. А.Н. Леонтьев полагает, что мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе. В коллективной ролевой игре происходит усвоение социальных норм, формирование моральных суждений и сотрудничества, что способствует формированию у ребенка просоциальных мотивов, таких как альтруизм и взаимопомощь. [3. стр. 220-222] Особенности игровой деятельности мальчиков и девочек Игра является любимым видом деятельности дошкольников. Именно в игровой деятельности гендерные различия дошкольников проявляются наиболее ярко. Различия в содержании и характере игр детей разного пола существенны. Ж.-Ж. Руссо отмечал: «Мальчики любят бегать и шуметь, им нравятся барабаны, кубарь, тележки; девочки предпочитают то, что бросается в глаза и служит украшению: зеркала, дорогие украшения, лоскутки, но милее всего им куклы». Е.А. Флерина отмечала влияние идеологии семьи на отношение детей к игрушкам. Так, в буржуазной семье не поощрялись игры мальчиков с куклой. Д.В. Менжерицкая различия в выборе ролей мальчиками и девочками объясняла отражением детьми в игре своих социальных интересов, подчеркивая, что девочки не уступают в играх мальчикам в изобретательности, выдумке. Анализ современных зарубежных и отечественных исследований позволяет выделить особенности игровой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста. Гендерные предпочтения в выборе игрушек проявляются очень рано. Уже в возрасте полутора-двух лет в ситуации свободного выбора игрушек дети предпочитают игрушки, типичные для своего пола. Мальчики предпочитают машины, оружие, конструкторы, девочек больше всего привлекают куклы, игрушечная посуда. Интерес детей к типичным для пола игрушкам сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста. В настоящее время наблюдаются некоторые изменения традиционного перечня игрушек для мальчиков и девочек, обусловленные особенностями современной жизни, влиянием средств массовой информации. Исследование В.А. Деркунской, Н.А. Харчевниковой показало, что девочки в домашней обстановке охотно играют с машинками. Возможно, это отражение жизненной ситуации, когда все больше женщин садятся за руль автомобиля. Различия в сюжетно-ролевых играх мальчиков и девочек проявляются в тематике игр, предпочитаемых игровых сюжетах, выбираемых ролях. Мальчики-дошкольники наибольший интерес проявляют к играм, отражающим мужские профессии, играм с различными транспортными средствами: «Гараж», «Летчики», «Поезд», к строительным играм, а также к играм военно-приключенческой и героической тематики. Девочек привлекают игры семейно-бытовой тематики: «Дочки-матери», «Больница», «Салон красоты», «Магазин». Выбор ролей в сюжетно-ролевых играх соответствует традиционным мужским и женским ролям в реальной жизни. Мальчики чаще других выбирают роли военных, водителей; девочки – роли мамы, воспитательницы, врача. Выбор ролей указывает на большую ориентацию мальчиков на общественные роли, а девочек – на семейные. В исследованиях установлено, что дети очень рано начинают выделят игры, традиционные для того или другого пола, однако отношение к ним на протяжении дошкольного возраста меняется. Дошкольники 3-4 лет оценивают игры своего пола как хорошие, а игры противоположного пола как плохие. В 5-6 лет игры своего пола как интересные, а игры противоположного пола как неинтересные (Н. В. Плисенко). В ряде исследований установлены различия в игровом пространстве мальчиков и девочек. Мальчики ориентированы на освоение вертикального пространства (предпочитают высокие башни) и широкого горизонтального. Игры мальчиков отличаются динамичностью и шумностью. Игровое пространство девочек четко обозначено, они предпочитают располагать фигуры на плоскости [Д. Арчер, Э.Эриксон]. Мальчики более изобретательны в использовании предметной среды для сюжетно-ролевых игр. С одним предметом, например, кубиком они придумывают многочисленные манипуляции, девочки более склонны к конкретике (В. А. Деркунская). [1. стр. 79-84] Особенности игрового взаимодействия детей разного пола Самая яркая гендерная типизация в игровом партнерстве проявляется между пятым и шестым годом жизни, причем у девочек этот процесс наступает до 5 лет, а у мальчиков-после 5 лет. Объединение девочек основано на их отношении друг к другу, а у мальчиков – на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре. В игровой деятельности мальчики стремятся к независимости, к утверждению своей индивидуальности. Девочки более ориентированы на взаимозависимость, установление социальных связей. В играх девочек меньше агрессивности, больше взаимности, доверительности. Мальчики и девочки неодинаково относятся к правилам групповой игры. Мальчики придают большее значение соблюдению общих правил, а для девочек личное отношение важнее правил. В исследовании В.А. Деркунской, А.Н. Харчевниковой отмечается, что ролевое взаимодействие, возникающие между девочками в играх, более длительное, чем у мальчиков. Девочки не меняют освоенных ролевых действий, готовы повторять их по нескольку раз, и поэтому между ними реже возникают споры и конфликты. Игры девочек имеют однообразный, но стабильный характер. Мальчики распределяют роли конфликтно, не хотят уступать, меняться ролями. [1. Стр 84-86] Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдается дифференциация игровых интересов детей разного пола, проявляющаяся в выборе игрушек, ролей, содержании и сюжетах игр, а также в предпочтении игрового общения с сверстниками своего пола. Дети выбирают игрушки и роли, типичные для пола, и отражают в играх содержание мужских и женских социальных ролей [1] Литература:
|