Роль подвижной игры в развитии движений ребенка |
Занятия с детьми | |||
Автор: Прохорова Светлана Юрьевна | |||
05.07.2018 10:14 | |||
Роль подвижной игры в развитии движений ребенка Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги (П. Ф. Лесгафт, А.П. Усова и другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. «Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Значение подвижных игр в физическом развитии детей трудно переоценить.
Подвижная игра — незаменимое средство совершенствования движений, развития их координации, формирования быстроты, силы, выносливости. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие и укрепляется здоровье ребенка. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются навыки в основных видах движений (беге, прыжках, метаниях, лазаньи и др). Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков. Подвижные игры по степени сложности делятся на:
Элементарные в свою очередь делятся на:
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, повадки животных и т.д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные. «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Охотники и зайцы», «Воробышки и кот» Бессюжетные подвижные игры – это игры типа ловишек, перебежек, которые не имеют сюжета, образцов, но сходные с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. «Найди пару», «Перебежки», «Ловишки» В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового). «Чье звено быстрее соберется», «Перемени предмет», «Быстро возьми, быстро положи», «Кто быстрее до флажка» Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнять задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры – эстафеты, то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результаты команды). К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, флажки, ленточки, обручи, скакалки, мячи и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т.д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользование ими, очередность действий играющих. «Найди себе пару с такой же игрушкой», «Подбрось и поймай» В играх – забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бег в мешках и др.). Игры-забавы и аттракционы можно использовать на праздниках, развлечениях или просто поиграть в течение дня. Цель этих игр — создание веселого, радостного настроения. К сложным играм относятся:
Городки, бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей. В дошкольном возрасте используются элементы этих игр, и дети играют по упрощенным правилам. Подвижные игры так же различаются по степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий. Игры бывают:
«Пятнашки», «Мы веселые ребята», «Мыши и кот», «Бездомный заяц»
«Море волнуется раз…», «Ручеек», «Я садовником родился», «Светофор»
«Чего не стало?», «Кто позвал?», «Съедобное — несъедобное» Подвижные игры способствуют развитию основных видов движений:
«Пройди и перешагни», «По ровненькой дорожке», «Перешагни палку»
«Мы веселые ребята», «Мышеловка», «Два мороза»
«Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Лягушки и цапля»
«Пожарные на учении», «Медведи и пчелы», «Перелет птиц»
«Мяч через сетку», «Попади в цель», «Сбей предмет»
«Птички и лисички», «По узкому мосточку» Двигательная деятельность детей, составляющая основу воспитательно-образовательного процесса, благотворно влияет на физическое развитие, формирование двигательных навыков и физических качеств, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма и усиливая эмоционально — радостные ощущения. Оздоровительный эффект, достигнутый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем вызывает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий.
|