Проект «Чудо в песочнице». |
Занятия с детьми | |||
Автор: Серикова Ольга Алексеевна | |||
02.03.2018 00:42 | |||
Проект «Чудо в песочнице». Разработан для среднего и старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель МБДОУ детского сада №28 Серикова Ольга Алексеевна 2. Тип проекта: исследовательский 3. Вид проекта: краткосрочный (неделя) 4. Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет), воспитатели, специалисты, родители, студентка БПК Малькова А.А. Место проведения: территория сада и групповые комнаты. 5. Краткая аннотация (пояснительная записка). Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, волнением, радостью. Но нам хотелось внести разнообразие в повседневные игры детей, помочь взглянуть на него по новому, через лупу с проведением опытов и экспериментов. Это даёт возможность детям придумывать продолжение своих игр, обогащая их содержание, знакомиться с новыми. А воспитателям использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребёнка, для профилактики и коррекции его психических состояний. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильную чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счёту и развивать ориентирование в пространстве.
Этапы разработки плана Воспитатель Серикова О.А. обсудила предстоящую работу со своими коллегами, администрацией, предложила студентке БПК Мальковой А.А. принять участие в работе по проекту и помочь разработать примерный план работы для достижения поставленной цели, оформить проект. Затем воспитатели познакомили с планом родителей групп, внесли дополнения, рассмотрели предложения. И только потом согласовали план работы с администрацией и специалистами сада, которые утвердили проект на реализацию в детском саду. Все участники подошли к работе ответственно и поэтому считают этот проект очень удачным. Проект разработан для среднего и старшего дошкольного возраста и поэтому будут учитываться возрастные особенности детей 4-5 года и 5-6 года жизни. Длительность проведения для детей всех возрастов: неделя. Нами была выбрана третья неделя июля, время, когда установилась жаркая погода необходимая для быстрого проведения опытов и экспериментов и достижения их результатов. Время, когда детям днём хочется спокойно играть, а воспитателям нужно максимально обезопасить детей от перегревания и солнечного удара. Контроль за выполнением проекта осуществляла администрация детского сада и в дальнейшем оценила работу всех участников проекта на отлично.. 6. Актуальность. Проблема: опыты и экспериментирование – это то, что помогает узнать окружающий мир полнее, взглянуть на него по новому, обеспечивает разносторонее развитие и доставляет радость? 7. Цель и задачи проекта Цель проекта для среднего возраста (4-5 лет): сохранение интереса детей к познанию, через создание условий для обогащения сенсорного опыта в игре с песком и экспериментировании. Цель проекта для старшего возраста (5-6 лет): ознакомление старших дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека, развитие мелкой моторики и подготовка руки ребёнка к письму средствами песочной игротерапии. Задачи проекта для среднего возраста (4-5 лет): Пополнять знания детей о песке и его свойствах, формировать у детей интерес к познанию. Развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук, Закреплять знания о изменениях, происходящих в природе летом. Развивать коммуникативные навыки, активизировать речь, внимание, мышление. Воспитывать наблюдательность и умение видеть красоту окружающей природы, бережно относиться к ней. Повышать интерес родителей к работе сотрудников сада путём просветительской работы, привлечение внимания к жизни их детей в детском саду; а так же привлечение их к оформлению фото и видеоматериалов совместно с детьми. Задачи проекта для старшего возраста (5-6 лет): Углубление и систематизация знаний о песке, особенностях его строения, возможности использования. Развитие потребности в приобретении новых знаний о песке. Формирование познавательных умений: наблюдать, экспериментировать, сравнивать и анализировать, отражать результаты наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности (игровой, художественной). Использование различных методов и форм (исследовательский, игровой, экспериментирование; практические действия и др.) при ознакомлении старших дошкольников со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности свойства и значения песка. 8. Основное содержание проекта (описание путей и методов и форм работы достижения поставленных целей). Использование различных методов и приёмов: Игровые методы:
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Нами была запанирована предварительная работа: Чтение стихов о природе и явлениях природы; рассматривание иллюстраций; наблюдение за сезонными изменениями в природе, происходящими летом; игры с песком; приобретение и размещение оборудования; создание условий для съёмки; подготовка материала к презентации. Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта «Чудо в песочнице» будут одинаково заинтересованы в получении положительных результатов, относиться к проблеме проекта серьёзно и принимать активное участие. И тогда проект можно будет признать реализованным успешно. Перспективный план организации песочной недели с организацией мероприятий для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет) Песочная неделя (нами запланирована на третью неделю июля). Понедельник. Совместные с воспитателем и самостоятельные игры с песком; Проведение конкурса построек из песка (Для всех детей) для среднего возраста (4-5 лет) «Куличики». Организация игры «Магазин угощений». Для старшего возраста (5-6 лет) Подведение итога конкурса на «Лучший городок» Обыгрывание построек с машинками и фигурками людей построенных городков. Для всех детей: вручение призов победителям (Наборы для игры в песок) Вторник. Проведение экспериментов с песком для среднего возраста (4-5 лет) Исследование свойств песка сухого и влажного с использованием презентации «В гостях у Миши». Использование в проведении опытов и экспериментов разного оборудования: увеличительные стекла, стеки, мельницы-вертушки, лейки, лопатки и формы. Опытно-экспериментальная деятельность для старшего возраста (5-6 лет) В ходе работы старшие дошкольники (5-6 лет) знакомятся со свойствами сухого и мокрого песка, строением песка, в результате опытов детьми были установлены следующие свойства песка: С детьми среднего возраста (4-5 лет) рисование в лотках с сухим песком «Я рисую жаркую страну». Изготовление пасок из влажного песка «Дома для пустынных обитателей». Совместная обрывная аппликация на тему «Замок из песка». Слушание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне», С детьми старшего возраста (5-6 лет) изготовление макета пустыни и рисунков детьми песком «Обитатели пустыни», лепка из пластилина на тему: «Кто живет в песке?»; Слушание аудиозаписи «Звуки природы и музыка»; Родители и сотрудники в течении дня делают фотографии для выставки и альбома. Среда. Для среднего и старшего возраста (4-5лет) Беседа об использовании свойств песка людьми в быту (очистка песком воды, чистка посуды, для ухода за домашними животными, птицами и растениями дома...) и разных производствах (строительство зданий, дорог, производстве стекла) чтобы обезопасить свою жизнь (тушение пожаров, посыпание во время гололёда дорожек, для мягкого приземления во время прыжков в длину засыпают в прыжковую яму, делают подушки на детских площадках вокруг оборудования). Для старшего возраста (5-6 лет) Показ презентации и беседа «Песок в нашей жизни». Ребята узнали о значении песка в жизни человека, о чем сделали следующие выводы:
Закреплялись полученные знания в игровой деятельности «Мои питомцы», «Мы строители», «Пожарники», «Больница». Четверг. Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет) Изготовление газеты «Чудо-песок», альбома фотографий «Мы узнаем и поймём всё про всех и обо всём», обработка видеоматериала к проекту. Подготовка воспитателей к итоговому мероприятию, привлечение узких специалистов: инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, психолога. На площадке рыхление песочных подушек вокруг оборудования. Пятница. Для среднего возраста (4-5лет) Праздник песка «Песочная страна». Создание коллективной работы на песке «Песочная сказка». Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет) Организация выставки из фотографий детских «Работы детей из песка», Газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов. Концерт «Лето-славная пора, веселится детвора». Оформление материала проекта для статьи в СМИ. Привлечь к работе по проекту коллег и родителей. Работа над презентацией по проекту «Чудо в песочнице» Продукт проектной деятельности для среднего возраста (4-5 лет) Продуктом педагогического проекта «Чудо в песочнице» являются:
Продукты проекта для старшего возраста (5-6 лет):
10. План реализации проекта (этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие)
За 3 итоговый этап ответственные: Студентка БПК Малькова А.А., воспитатели и узкие специалисты детского сада. Контроль за выполнением проекта осуществляет администрация детского сада. 1 этап. Организационный. (1 день) Проводили беседы о песке: что дети знают о нём, что хотели бы узнать, что для этого надо сделать? Организовали совместный поиск информации. Обратились за помощью к студентке БПК, родителям, к интернету. Составили план работы: собрать коллекцию песка, провести с ним опыты, рассмотреть и прочитать о животных, живущих в песке, уточнить для чего нужен песок и где его применяют. 2 этап. Практический. (2 и 4 день)
Творческая познавательная деятельность детей:
3 этап. Итоговый. (5 день) Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет)
10. Ожидаемые результаты (результат-продукт, т. е что появится в ходе реализации проекта: книга, рисунки, фильм, методическая разработка, выставка, программа, но еще и может быть осознание, формирование чего –либо). 11. Перспективы дальнейшего развития проекта Возможно дальнейшее продолжение проекта, т.к. он имеет много положительных сторон:
Новизна проекта заключается в том, что его реализация предполагает интегрирование работы тесном сотрудничестве педагогов разных возрастных групп и в совместной работе с родителями воспитанников, а так же с социальными партнерами ДОУ. Проект «Чудо в песочнице». Ожидаемый результат: для среднего возраста (4-5 лет)
для старшего возраста (5-6 лет)
Материалы для экспериментальной деятельности:
|