Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка в условиях дошкольной образовательной организации
Занятия с детьми
Автор: Шабельникова Татьяна   
14.05.2017 14:59

Гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка в условиях дошкольной образовательной организацииГармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка в условиях дошкольной образовательной организации

В настоящее время теоретическим основанием организации работы с одаренными детьми является Рабочая концепция одаренности, которая была издана по приказу Минобразования России в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети».

С переходом на Федеральный государственный стандарт дошкольных образовательных организаций особую актуальность приобретает работа с одаренными детьми, создание условий для выявления вида одаренности, его развития и поддержка в образовательной среде.

 

Практика работы в детском саду показывает, что в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками чаще делается упор на индивидуальную работу с детьми с особыми образовательными потребностями, а дети с высоким потенциалом не получают должного развития. Поэтому встает вопрос о постановке целенаправленной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Множество авторов и ученых (Лейтес Н.С., Теплова Б.М. и др.) отмечают, что существует несколько видов одаренности: интеллектуальная, академическая, художественная (творческая), организаторская, психомоторная, иначе спортивная.

На примере детей с признаками художественной (творческой) одаренности рассмотрим психолого-педагогическое сопровождение данной категории дошкольников.

Во-первых необходимо диагностическое обследование и мониторинг развития одаренности в ДОО, во – вторых создавать развивающую предметно- пространственную среду, которая способствует формированию у ребенка потенциальных творческих и интеллектуальных возможностей, в третьих — взаимодействие всех участников образовательных отношений для понимания способностей и специфики одаренности на разных этапах возрастного развития дошкольника.

По результатам диагностического обследования формируется банк данных талантливых детей, затем на каждого ребенка с признаками творческой одаренности строится индивидуальный образовательный маршрут, с учетом творческого и интеллектуального потенциала, интереса, способностей и возможностей.

Обучение художественно одаренных дошкольников строится на четырех основных направлениях: развитие креативности, формирование изобразительных умений, обогащение представлений о мире и развитие познавательных процессов, развитие эмпатии.

Педагоги развивают творческий потенциал в доступной и интересной деятельности, используя нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Они предлагают детям решать творческие задачи, предоставляя нетрадиционные материалы и оборудование, что способствует развитию способностей. Также стимулируют развитие воображения через картотеки познавательных игр: ребусы, логические задачки, игры на внимание, которые всегда доступны детям и они периодически к ним обращаются в группе.

Наряду с высоким творческим потенциалом у ребенка с признаками творческой одаренности повышенная эмоциональная чувствительность, поэтому необходима профилактика и нормализация эмоционального состояния, на групповых занятиях с психологом дети знакомятся с миром эмоций.

Дети дошкольного возраста учатся выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; занятия с элементами психогимнастики, способствует пониманию эмоционального состояния других людей; узнают о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить.

Осуществляется психолого-педагогическая поддержка родителей воспитанников с признаками художественной одаренности через консультативно-просветительскую деятельность, целью которой расширить представление об особенностях развития и обучения детей.

В группах детского сада разрабатываются педагогами совместно с психологом памятки и рекомендации «Как творчески развивать своего ребенка?», «Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка», «Что нужно знать родителям одаренных детей» и т.д.

Привлечение родителей на семинары, мастер-классы получают практическую помощь по развитию творческого потенциала и возможностей ребенка, способах и приемах организации совместной творческой деятельности и взаимопониманию между родителем и ребенком в семье.

Также развитие творческой одаренности происходит через участия детей в областных, всероссийских, муниципальных конкурсах.

Взаимодействие всех участников образовательных отношений позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого одаренного ребенка гармоничного его развития, но с прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», потенциальных возможностей и способностей.

Список литературы

  1. Рабочая концепция одаренности (Министерство образования Р.Ф. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» изд-е второе, М. 2003
  2. Галянт И. О проблемах художественной одарённости дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 7. — С.31-38.
  3. Песечник, Л. Одарённые дети в детском саду и в семье (статья вторая) // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — С.14-21.
  4. Трубайчук, Л. Одарённый ребёнок дошкольного возраста как развивающийся феномен // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 9. — С.32-35.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год