Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада |
Занятия с детьми | |||
Автор: Асабина Юлия Юрьевна | |||
29.01.2016 00:20 | |||
Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада В жизни детей 4–5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие. Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.
Традиционные сюжеты Любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков, могут менять свои роли на другие, например, на роли кладовщиков, работающих на складе. Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике. Как подготовить детей к игре? Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной. Воспитателю крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре. Предварительная работа должна быть целенаправленной, педагогически емкой, многогранной, что позволит охватить целиком используемую в игре тему. В такого рода работе задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада; в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействие и взаимопроникновение различных видов детских игр. Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка.
Тематика
Роли Врач (доктор); ветеринар; больной (пациент), медсестра, аптекарь (фармацевт, продавец), регистратор. Игровые действия и поведение Осматривать больного (слушать, ставить градусник, осматривать больное место); лечить; назначать лечение и отпускать процедуры, лекарства, делать уколы, прививки. Сценарии игр-ситуаций На тему игр в больницу можно предложить блок игр-ситуаций «Больничный кабинет», включающий различные виды предварительной и основной работы. Игра-ситуация «Больничный кабинет» Предварительная работа. Воспитатель ближе знакомит детей с работой различных кабинетов в больнице и поликлинике. Возникновению интереса к сюжетно ролевой игре способствует чтение художественной литературы по теме ( «Мой мишка» 3. Александровой; А. Крылов «Заболел петух ангиной»). Воспитатель проводит с детьми экскурсии в медицинский кабинет детского сада и просит родителей рассказывать детям о работе медиков при посещении поликлиники или больницы, так, чтобы сформировать положительное отношение к врачам и медсестрам, понимание ответственности работников этой профессии за жизнь людей. Педагог проводит дидактические игры на тему больницы: «В каком кабинете работает врач?», «К какому врачу нужно обратиться мишке?». Можно организовать выставку рисунков детей на тему лечения зверушек у Айболита. Для проведения сюжетно-ролевых игр разной тематики вам, конечно же, понадобится определенная атрибутика: например одежда и профессиональные предметы, которые вы найдете, перейдя по ссылке. Задача воспитателя научить детей заранее готовить предметно-игровую среду: кубики, бруски, шарики, флакончики, трубочки, молоточки, ширмы, кушетки, аптечки. Хорошую помощь в подготовке сюжетно-ролевой игры детей окажет придуманный воспитателем рассказ о посещении им ветеринарной клиники. Рассказ воспитателя «Как у нас появился Марсик» Однажды я нашла щенка. Он был совсем маленький, сидел, прижавшись к газетному киоску, и совсем уже не надеялся на счастливую судьбу. Он не плакал, а только безучастно глядел по сторонам. Щенка словно никто не замечал. Он был такой грязный, что взять его в руки было боязно. Мне стало так его жалко, что я взяла газетку, нагнулась и завернула в нее щенка. Он даже не сопротивлялся, а, напротив, притих, видно почуял, что я не хочу ему навредить. Я повезла щенка в трамвае, и пассажиры участливо вздыхали, глядя на щенка: какой он маленький и несчастный. Я принесла щенка домой и вымыла его специальным шампунем для животных. Щенок стал чистый, немного обсох, но с места не трогался – очень боялся, что его отнесут обратно на улицу, если он будет вести себя неправильно. Я погладила щенка, и он лизнул мою руку. Я дала ему молочка, он его выпил и сразу заснул. «Намаялся, бедняга», – подумала я. Пока щенок спал, я стала размышлять, что мне делать дальше. «Какой прелестный щенок! – воскликнула соседка, когда я показала ей щенка. – Надо бы отвести его к ветеринару на осмотр». На следующий день я позвонила в ветеринарную клинику и спросила, когда принимает врач. Потом вызвала такси и повезла щенка к врачу. Врач, пожилой мужчина, осмотрел животное, сказал, что щенку надо делать прививки и велел нам записаться в книге прививок и ждать звонка. Щенок быстро освоился в нашем доме, заметно повеселел. Мы часто ходили с ним гулять. Недели через две он стал бегать, держа в зубах палочку или мячик, которые мы брали с собой на прогулку. Мы с мужем назвали его Марс, а попросту Марсик. Когда шли с ним гулять в парк, я бросала вдаль мячик и кричала: «Марсик, взять!». Марс бежал со всех ног, хватал мяч, рычал и нес его в зубах мне, своей хозяйке. Через некоторое время по телефону раздался звонок. Это звонили из ветеринарной клиники, приглашали на прививки. Мы с Марсиком собрались и поехали в клинику. Там была такая большая очередь, что я даже удивилась – очередь, как в поликлинике для людей. Первыми ждали своей очереди двое, муж и жена, и с ними собака московской сторожевой породы. Тут же стоял мальчик, держа в руке полосатую кошечку. Ей совсем не нравилось сидеть на руках, она вырывалась, пищала – словом, вела себя очень беспокойно, потому что кругом было много собак. Наш Марсик был просто умницей – он мирно лежал на подстилке в специальной сетчатой сумке и ждал своей очереди, и всю процедуру прививок выдержал с честью. За это я его похвалила, и он, конечно, понял за что. Потом я дала ему немного мяса за храбрость. Так Марсик узнал, что такое ветеринарная клиника. Больше всего ему, наверное, понравился ветеринарный врач, очень спокойный и рассудительный человек. Он погладил Марсика за ушами и объяснил мне, как надо ухаживать за щенком в таком возрасте, чем его лучше кормить, как правильно выгуливать. Я поблагодарила доктора, и мы поехали домой, на ужин. Основная работа. Воспитатель предлагает детям поиграть в ветеринарную клинику. Игра-ситуация «В ветеринарной клинике» Воспитатель в роли ветеринарного врача открывает ветеринарную клинику и приглашает детей – хозяев животных и птиц посетить ее, позаботиться о своих питомцах, привести их на осмотр. Дети берут свои игрушки и приносят их на лечение. Воспитатель ведет диалог с клиентами, используя ролевые действия: врач осматривает больного, спрашивает у хозяев, что случилось с питомцем; назначает лечение, просит обязательно выполнять назначение и через некоторое время снова показаться врачу; врач дает указания фельдшеру делать прививки, выполнять процедуры (делать уколы, удалять клещей, смазывать ранки); выписывает рецепты. Потом воспитатель передает главную роль фельдшеру ( «уходит в отпуск»), а сам наблюдает за игрой детей. Он может «позвонить по телефону» из санатория и спросить, как идут дела в клинике, провести заочную консультацию, посоветовать хорошее лекарство. Связь игр в больницу с играми на другие темы Сюжеты игр детей в больницу не будут для них новыми, но линии, которые можно в них отразить, станут интересными и даже неожиданными, если используются в ситуации игр на другие темы. Это могут быть следующие сюжетные линии: 1. В играх в семью: Неожиданно происходит несчастье, у папы перелом ноги, ему требуется скорая медицинская помощь, которая увозит его прямо с улицы в травматологический пункт, а потом его кладут в больницу, чтобы вылечить перелом; родные каждый день посещают папу, поэтому он быстро поправляется. 2. В играх в транспорт: Судовой врач внезапно обнаруживает тяжело больного пассажира и просит капитана немедленно изменить курс корабля; на остановке врач передает больного прибывшей машине скорой помощи, которая увозит его в ближайшую больницу. 3. В играх в магазин: Врач проводит с покупателями беседу о пользе молочных продуктов и рекламирует товар молочного завода. 4. В играх в мастерскую и парикмахерскую: Мастер получил травму, и его отвезли в больницу на скорой помощи. 5. В играх в детский сад: Врачи из поликлиники пришли проверять, какие у детей растут зубы, и стали давать советы, как их лечить. Таким образом, используя уже имеющиеся материалы для проведения сюжетно-ролевых игр, добавляя немного фантазии и творчества, каждое занятие станет по-новому интересным и увлекательным. Мы желаем вам творческих успехов!
|