Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей четвертого года жизни».
Занятия с детьми
Автор: Тарасова Татьяна   
23.08.2015 10:21

«Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей четвертого года жизни».«Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей четвертого года жизни».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

В процессе совместного досуга родителей и детей есть возможность укрепить здоровье, расширить кругозор, удовлетворить духовные потребности, потребности в общении и т.д.

В исследованиях А.Н. Антоновой, Н.И. Бочаровой, Г.Г Волошенко, О.В. Гимазетдиновой, В.К. Крючек, А.В., Даринского, В.Г. Кочетковой, А.Д. Жаркова, И.А. Новиковой, Б.А. Титова, О.Г. Тихоновой и других досуг рассматривается, как важнейшее средство социализации и индивидуализации личности, показатель общего уровня культуры. Досуг позволяет человеку по собственному усмотрению использовать свободное время для обогащения себя, развития способностей и склонностей.

 

Скачать конспект

Досуг- совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном восстанавливающего характера.

Анализ исследований (Н. А. Ветлугина, М.Б. Зацепина, Н.А. Михайлова и др.) позволяет рассматривать детский досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения ребенка в целях его развития и воспитания.

В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возмож-ность ребенка самостоятельно выбрать предпочитаемый вид деятельности, отвечающий его интересам. При этом культура детского досуга формируется под действием социума, благодаря влиянию взрослых, что требует взаимодействия детского сада и семьи как важнейших институтов первичной социализации ребенка.

Анализ современного состояния проблемы показал, что проблема взаимодействия детского сада и семьи с целью организации содержательного досуга для развития младших дошкольников недостаточно разработана.

Взаимодействие педагогов и родителей как средство развития ре-бенка-дошкольника четвертого года жизни

Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих ос-новных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы:

Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания маленьких детей и в известной мере овладели ими.

Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь отцы и матери помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребенка, но и других детей.

Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания (в подходе к отдельным детям и др.).

Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с жизнью детей дома, в семье; педагогические беседы с родителями и другими членами семьи, консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, вечера вопросов и ответов, устные журналы, наглядные формы педагогической пропаганды.

Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с отцом или матерью ребенка создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом.

Систематическое по определенному плану осуществление связи дет-ского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.

Привлечение актива родителей (родительский комитет), общественности к деятельности дошкольного учреждения, работе с семьями.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка, обеспечить всестороннее развитие личности.

Таким образом, воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.

Эффективность взаимодействия семейного и общественного воспита-ния определяется степенью удовлетворения дошкольными учреждениями потребностей родителей в услугах детского сада. Поэтому педагоги должны быть сориентированы на изучение потребностей, мотивационно-целевых установок, ценностных ориентации современных родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников, что позволит скорректировать эти установки на осуществление совместными усилиями главной цели дошкольного образования — разностороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Таким образом, задачей педагогов детского сада является помощь родителям педагогически правильно организовать семейный досуг с целью всестороннего развития младшего дошкольника, опираясь на возрастные особенности детей, содержание общеобразовательной программы дошкольного воспитания, интересы родителей и детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема эффективности использования досуга детей как средства развития ребенка в период дошкольного детства одна из актуальных для современной дошкольной педагогики. Одним из путей решения этой проблемы является организация взаимодействия педагогов и родителей.

Досуг при взаимодействии детского сада и семьи является эффектив-ным средством развития ребенка четвертого года жизни.

Взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга детей четвертого года жизни следует понимать как совместную, взаимодополняющую деятельность, в которой решается общая задача развития ребенка как субъекта детской досуговой деятельности.

Были изучены особенности взаимодействия семьи и детского сада в организации детского досуга и выявлены типичные недостатки, не позволяющие в полной мере использовать детский досуг для развития детей.

Выявилось отсутствие во взаимодействии воспитателей и родителей по вопросам организации детскою досуга содержательных контактов, планомерного, совместного, индивидуального подхода к конкретным детям, а также отсутствие системы взаимодействия воспитателей и родителей.

Педагоги не в полной мере организуют взаимодействие с родителями в целях педагогического сопровождения досуга младшего дошкольника. Совместная деятельность взрослых как организаторов детского досуга носит недостаточно активный, непоследовательный, некоординированный и кратковременный характер.

Педагоги ДОУ и родители воспитанников в процессе педагогического взаимодействия не выступают как партнеры-субъекты, объединенные единой целью развития ребенка в детской досуговой деятельности.

Поэтому была поставлена следующая цель: разработать и осуществить педагогические условия эффективного взаимодействия педагогов и родителей в организации досуга детей четвертого года жизни.

Таким образом, организация взаимодействия воспитателей и родителей в организации досуга детей четвертого года жизни должна быть направлена на индивидуальный подход к каждой семье и конкретному ребенку, учитывая уровень его развития.

Семейный досуг должен предусматривать вариативность содержания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и реализовывать единый, согласованный подход педагогов и родителей к ребенку с целью всестороннего развития его личности средствами досуговой деятельности.

В приложении можно увидеть «Планирование работы по взаимодействию детского сада с родителями, с целью организации досуга детей четвертого года жизни» и конспект «Семинар — практикум «Досуг с ребенком в жизни вашей семьи», конспект совместного досуга для родителей и детей 2 младшей группе ДОУ, фотографии.

Приложение №1

Планирование работы по взаимодействию детского сада с ро-дителями, с целью организации досуга детей четвертого года жизни

Приложение №2

Семинар — практикум «Досуг с ребенком в жизни вашей семьи»

Цель: привлечь внимание родителей к совместному досугу, который в условиях семьи полно удовлетворяет потребности ребенка в познавательном, эмоциональном общении со взрослым.

Задачи:

  1. Донести до сознания родителей важность семейного досуга для развития всесторонней личности.
  2. Обучить родителей правильному использованию досуга.
  3. Формировать у родителей представление о разнообразии детского досуга.
  4. Дать рекомендации как правильно организовывать семейный досуг.

Материалы и оборудование:

Карточки ситуациями, определениями.

Проведение семинара-практикума

Начать встречу с дискуссионного вопроса: «Что, на ваш взгляд, включает понятие «семейный досуг»?

Предложить для обсуждения ряд определений этого понятия, попро-сить выбрать одно из них, обосновать свой выбор.

  1. Семейный досуг – это очень занимательное времяпрепровождение, это веселье, развлечение, получение чего-то нового, свежего для всей семьи.
  2. Семейный досуг – это сугубо коллективная деятельность, качество которой зависит от таких факторов как: уровень культуры и образования в кругу семьи, местообитание и уровень обеспеченности семьи, возраста, индивидуальных особенностей и интересов каждого из членов семьи.
  3. Семейный досуг — это времяпровождение, во время которого собирается вся семья, и они не просто сидят, а активно участвуют в каком-либо действе.

Лепка и рисование – это досуг? – обсуждение родителей.

Как сделать, чтобы досуг был самостоятельным выбором ребенка? Его желанием?

Анализ ситуаций (ребенку 3-4 года)

  1. Осень. Мама с ребенком поехали в парк. Мама ведет сына за руку по дорожке. Мальчик увидел белку, хочет подойти поближе, но маму ему не разрешает, обосновывая это тем, что, если сойти с дорожки, то можно испачкать обувь. На белку можно посмотреть на расстоянии. Ваши действия? Что мама делает правильно, а что нет?
  2. Музей. Мама ведет дочку за ручку. Подойдя к картинам, говорит: «Вот посмотри на эту картину», идет дальше и опять повторяет эту фразу. Ваши действия? Что мама делает правильно, а что нет?
  3. Семейная обстановка. Ребенок хочет после посещения театра проиграть отрывок, просит маму и папу ему помочь. Папа, лежа на диване, пытается что-то изобразить. Мама в это время гладит. Ваше мнении по поводу этого «семейного досуга»? Как бы поступили Вы?

Разыгрывание ситуаций

  1. Мама с ребенком в музее.
  2. Прогулка с ребенком по городу.
  3. Чтение сказки «Три поросенка» (обсуждение с ребенком).

Далее приводится статистика из книги Изменяющаяся Россия в зеркале социологии/Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. – М.: Летний сад, 2004 о досуговых предпочтениях населения (с. 145).

Обсуждения: Как можно организовать семейный досуг?

Это могут быть различные активные игры, занятия, которые развивают мышление, воображение, а можно просто читать, рассказывать забавные истории.

Итоги проделанной работы.

В заключении встречи поблагодарить родителей за активное участие и интерес к проблеме.

Приложение №3

Конспект совместного досуга для родителей и детей 2 младшей группе ДОУ

Тема: «Кто-кто в теремочке живёт?»

Цель:

Формировать систему взаимодействия с родителями с целью раз-вития у них педагогической компетенции, практических навыков.

Задачи:

Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре.

Побуждать детей к активному участию, использовать все окружающее пространство.

Способствовать созданию положительных эмоциональных пережива-ний детей и родителей от совместной деятельности.

Побуждать к самостоятельному поиску творческой композиции.

Обогащать практический опыт детей совместными с родителями практиче-скими действиями.

Воспитывать культуру поведения.

Оборудование и материалы: изображение теремка, шапочки героев сказки:

мышки, лягушки, кота, зайца, лисы, волка, медведя, магнитофон, диски. Макеты домов, заготовки окон, дверей, арок, клей, кисти, краски.

Организация и методика проведения

Теремок размещён у короткой стороны игровой группы. Ведущие роли в играх исполняют родители, одевшие шапочки в соответствии с сюжетом игры.

Ведущий:

Стоит в поле теремок,

Он не низок, не высок.

Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Мышка: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Ведущий: Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

Прискакала к терему лягушка–квакушка и спрашивает:

Лягушка–: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Мышка: Я, мышка–норушка! А ты кто?

Лягушка: А я лягушка–квакушка.

Мышка: Иди ко мне жить!

Ведущий: Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик–побегайчик. Остановился и спрашивает:

Зайчик: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Мышка: Я, мышка–норушка!

Лягушка: Я, лягушка–квакушка. А ты кто?

Зайчик: А я зайчик–побегайчик.

Мышка и Лягушка: Иди к нам жить!

Ведущий: Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Идёт лисичка–сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

Лисичка: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Мышка: Я, мышка–норушка.

Лягушка: Я, лягушка–квакушка.

Зайчик: Я, зайчик–побегайчик.

Мышка, Лягушка и Зайчик: А ты кто?

Мышка, Лягушка и Зайчик: Иди к нам жить!

Ведущий: Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок–серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:

Волчок: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Мышка: Я, мышка–норушка.

Лягушка: Я, лягушка–квакушка.

Зайчик: Я, зайчик–побегайчик.

Лисичка: Я, лисичка–сестричка.

Мышка, Лягушка, Зайчик и Лисичка: А ты кто?

Волчок: А я волчок–серый бочок.

Мышка, Лягушка, Зайчик и Лисичка: Иди к нам жить!

Ведущий: Волк и влез в теремок. Стали впятером жить.

Вот они все в теремке живут, песни поют.

Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услы-хал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Медведь: Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Мышка: Я, мышка–норушка.

Лягушка: Я, лягушка–квакушка.

Зайчик: Я, зайчик–побегайчик.

Лисичка: Я, лисичка–сестричка.

Волчок: Я, волчок–серый бочок.

Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка и Волчок: А ты кто?

Медведь: А я медведь косолапый.

Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка и Волчок: Иди к нам жить!

Ведущий: Медведь и полез в теремок. Лез–лез, лез–лез. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.

Мышка (растерянно): Что же делать? Где мы теперь будем жить?

Медведь: Простите, пожалуйста, я не хотел раздавить теремок.

Лягушка: Зима на дворе, а нам жить негде. Что будем делать?

Ведущий: Я знаю чем вам помочь. Ребята, вы хотите помочь животным теремка? Давайте построим город, в котором будут жить наши сказочные животные. Я предлагаю сделать такие же красивые дома, как у вас. В каких домах вы живете? (Большие, многоэтажные и т.д.). У нас сегодня в гостях ваши родители они нам будут помогать.

А пока мы будем готовить все к изготовлению домов — теремков, я предлагаю вам потанцевать с вашими родителями.

Танцы под музыку на ковре.

Раскладываются на столах готовые детали для изготовления домов (заготовки окон, дверей, арок, каркас дома и т.д.), краски, кисти, клей, цветную бумагу и т.д.

Ведущий: У нас все готово для вашего творчества. Приглашаем к рабочим местам. Выбирайте себе любой материал. Можно изготовить дом, похожий на ваш собственный (фотографии и рисунки ваших домов будут служить вам помощниками), а можно придумать новый сказочный дом. Главное, чтобы взрослые и дети работали вместе.

Желаем успехов!

Окончив работу, все дома расставляются на ковре, строится город (улица).

Ведущий: Смотрите, какой у нас получился город (рассматриваются дома). Давайте мы все сфотографируемся на память в нашем красивом городе. Я думаю, звери будут очень рады жить в таком городе.

Далее предлагается поиграть «в городе» совместно родителями (по желанию).

Автор: Т.В. Тарасова

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год