«Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей четвертого года жизни». |
Занятия с детьми | |||
Автор: Тарасова Татьяна | |||
23.08.2015 10:21 | |||
«Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей четвертого года жизни». Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В процессе совместного досуга родителей и детей есть возможность укрепить здоровье, расширить кругозор, удовлетворить духовные потребности, потребности в общении и т.д. В исследованиях А.Н. Антоновой, Н.И. Бочаровой, Г.Г Волошенко, О.В. Гимазетдиновой, В.К. Крючек, А.В., Даринского, В.Г. Кочетковой, А.Д. Жаркова, И.А. Новиковой, Б.А. Титова, О.Г. Тихоновой и других досуг рассматривается, как важнейшее средство социализации и индивидуализации личности, показатель общего уровня культуры. Досуг позволяет человеку по собственному усмотрению использовать свободное время для обогащения себя, развития способностей и склонностей.
Досуг- совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном восстанавливающего характера. Анализ исследований (Н. А. Ветлугина, М.Б. Зацепина, Н.А. Михайлова и др.) позволяет рассматривать детский досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения ребенка в целях его развития и воспитания. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возмож-ность ребенка самостоятельно выбрать предпочитаемый вид деятельности, отвечающий его интересам. При этом культура детского досуга формируется под действием социума, благодаря влиянию взрослых, что требует взаимодействия детского сада и семьи как важнейших институтов первичной социализации ребенка. Анализ современного состояния проблемы показал, что проблема взаимодействия детского сада и семьи с целью организации содержательного досуга для развития младших дошкольников недостаточно разработана. Взаимодействие педагогов и родителей как средство развития ре-бенка-дошкольника четвертого года жизни Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих ос-новных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы: Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания маленьких детей и в известной мере овладели ими. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь отцы и матери помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребенка, но и других детей. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания (в подходе к отдельным детям и др.). Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с жизнью детей дома, в семье; педагогические беседы с родителями и другими членами семьи, консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, вечера вопросов и ответов, устные журналы, наглядные формы педагогической пропаганды. Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с отцом или матерью ребенка создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом. Систематическое по определенному плану осуществление связи дет-ского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми. Привлечение актива родителей (родительский комитет), общественности к деятельности дошкольного учреждения, работе с семьями. Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка, обеспечить всестороннее развитие личности. Таким образом, воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее. Эффективность взаимодействия семейного и общественного воспита-ния определяется степенью удовлетворения дошкольными учреждениями потребностей родителей в услугах детского сада. Поэтому педагоги должны быть сориентированы на изучение потребностей, мотивационно-целевых установок, ценностных ориентации современных родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников, что позволит скорректировать эти установки на осуществление совместными усилиями главной цели дошкольного образования — разностороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. Таким образом, задачей педагогов детского сада является помощь родителям педагогически правильно организовать семейный досуг с целью всестороннего развития младшего дошкольника, опираясь на возрастные особенности детей, содержание общеобразовательной программы дошкольного воспитания, интересы родителей и детей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема эффективности использования досуга детей как средства развития ребенка в период дошкольного детства одна из актуальных для современной дошкольной педагогики. Одним из путей решения этой проблемы является организация взаимодействия педагогов и родителей. Досуг при взаимодействии детского сада и семьи является эффектив-ным средством развития ребенка четвертого года жизни. Взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга детей четвертого года жизни следует понимать как совместную, взаимодополняющую деятельность, в которой решается общая задача развития ребенка как субъекта детской досуговой деятельности. Были изучены особенности взаимодействия семьи и детского сада в организации детского досуга и выявлены типичные недостатки, не позволяющие в полной мере использовать детский досуг для развития детей. Выявилось отсутствие во взаимодействии воспитателей и родителей по вопросам организации детскою досуга содержательных контактов, планомерного, совместного, индивидуального подхода к конкретным детям, а также отсутствие системы взаимодействия воспитателей и родителей. Педагоги не в полной мере организуют взаимодействие с родителями в целях педагогического сопровождения досуга младшего дошкольника. Совместная деятельность взрослых как организаторов детского досуга носит недостаточно активный, непоследовательный, некоординированный и кратковременный характер. Педагоги ДОУ и родители воспитанников в процессе педагогического взаимодействия не выступают как партнеры-субъекты, объединенные единой целью развития ребенка в детской досуговой деятельности. Поэтому была поставлена следующая цель: разработать и осуществить педагогические условия эффективного взаимодействия педагогов и родителей в организации досуга детей четвертого года жизни. Таким образом, организация взаимодействия воспитателей и родителей в организации досуга детей четвертого года жизни должна быть направлена на индивидуальный подход к каждой семье и конкретному ребенку, учитывая уровень его развития. Семейный досуг должен предусматривать вариативность содержания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и реализовывать единый, согласованный подход педагогов и родителей к ребенку с целью всестороннего развития его личности средствами досуговой деятельности. В приложении можно увидеть «Планирование работы по взаимодействию детского сада с родителями, с целью организации досуга детей четвертого года жизни» и конспект «Семинар — практикум «Досуг с ребенком в жизни вашей семьи», конспект совместного досуга для родителей и детей 2 младшей группе ДОУ, фотографии. Приложение №1 Планирование работы по взаимодействию детского сада с ро-дителями, с целью организации досуга детей четвертого года жизни Приложение №2 Семинар — практикум «Досуг с ребенком в жизни вашей семьи» Цель: привлечь внимание родителей к совместному досугу, который в условиях семьи полно удовлетворяет потребности ребенка в познавательном, эмоциональном общении со взрослым. Задачи:
Материалы и оборудование: Карточки ситуациями, определениями. Проведение семинара-практикума Начать встречу с дискуссионного вопроса: «Что, на ваш взгляд, включает понятие «семейный досуг»? Предложить для обсуждения ряд определений этого понятия, попро-сить выбрать одно из них, обосновать свой выбор.
Лепка и рисование – это досуг? – обсуждение родителей. Как сделать, чтобы досуг был самостоятельным выбором ребенка? Его желанием? Анализ ситуаций (ребенку 3-4 года)
Разыгрывание ситуаций
Далее приводится статистика из книги Изменяющаяся Россия в зеркале социологии/Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. – М.: Летний сад, 2004 о досуговых предпочтениях населения (с. 145). Обсуждения: Как можно организовать семейный досуг? Это могут быть различные активные игры, занятия, которые развивают мышление, воображение, а можно просто читать, рассказывать забавные истории. Итоги проделанной работы. В заключении встречи поблагодарить родителей за активное участие и интерес к проблеме. Приложение №3 Конспект совместного досуга для родителей и детей 2 младшей группе ДОУ Тема: «Кто-кто в теремочке живёт?» Цель: Формировать систему взаимодействия с родителями с целью раз-вития у них педагогической компетенции, практических навыков. Задачи: Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре. Побуждать детей к активному участию, использовать все окружающее пространство. Способствовать созданию положительных эмоциональных пережива-ний детей и родителей от совместной деятельности. Побуждать к самостоятельному поиску творческой композиции. Обогащать практический опыт детей совместными с родителями практиче-скими действиями. Воспитывать культуру поведения. Оборудование и материалы: изображение теремка, шапочки героев сказки: мышки, лягушки, кота, зайца, лисы, волка, медведя, магнитофон, диски. Макеты домов, заготовки окон, дверей, арок, клей, кисти, краски. Организация и методика проведения Теремок размещён у короткой стороны игровой группы. Ведущие роли в играх исполняют родители, одевшие шапочки в соответствии с сюжетом игры. Ведущий: Стоит в поле теремок, Он не низок, не высок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает: Мышка: Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Ведущий: Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. Прискакала к терему лягушка–квакушка и спрашивает: Лягушка–: Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Мышка: Я, мышка–норушка! А ты кто? Лягушка: А я лягушка–квакушка. Мышка: Иди ко мне жить! Ведущий: Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить. Бежит мимо зайчик–побегайчик. Остановился и спрашивает: Зайчик: Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Мышка: Я, мышка–норушка! Лягушка: Я, лягушка–квакушка. А ты кто? Зайчик: А я зайчик–побегайчик. Мышка и Лягушка: Иди к нам жить! Ведущий: Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить. Идёт лисичка–сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: Лисичка: Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Мышка: Я, мышка–норушка. Лягушка: Я, лягушка–квакушка. Зайчик: Я, зайчик–побегайчик. Мышка, Лягушка и Зайчик: А ты кто? Мышка, Лягушка и Зайчик: Иди к нам жить! Ведущий: Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок–серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает: Волчок: Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Мышка: Я, мышка–норушка. Лягушка: Я, лягушка–квакушка. Зайчик: Я, зайчик–побегайчик. Лисичка: Я, лисичка–сестричка. Мышка, Лягушка, Зайчик и Лисичка: А ты кто? Волчок: А я волчок–серый бочок. Мышка, Лягушка, Зайчик и Лисичка: Иди к нам жить! Ведущий: Волк и влез в теремок. Стали впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют. Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услы-хал песни, остановился и заревел во всю мочь: Медведь: Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Мышка: Я, мышка–норушка. Лягушка: Я, лягушка–квакушка. Зайчик: Я, зайчик–побегайчик. Лисичка: Я, лисичка–сестричка. Волчок: Я, волчок–серый бочок. Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка и Волчок: А ты кто? Медведь: А я медведь косолапый. Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка и Волчок: Иди к нам жить! Ведущий: Медведь и полез в теремок. Лез–лез, лез–лез. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы. Мышка (растерянно): Что же делать? Где мы теперь будем жить? Медведь: Простите, пожалуйста, я не хотел раздавить теремок. Лягушка: Зима на дворе, а нам жить негде. Что будем делать? Ведущий: Я знаю чем вам помочь. Ребята, вы хотите помочь животным теремка? Давайте построим город, в котором будут жить наши сказочные животные. Я предлагаю сделать такие же красивые дома, как у вас. В каких домах вы живете? (Большие, многоэтажные и т.д.). У нас сегодня в гостях ваши родители они нам будут помогать. А пока мы будем готовить все к изготовлению домов — теремков, я предлагаю вам потанцевать с вашими родителями. Танцы под музыку на ковре. Раскладываются на столах готовые детали для изготовления домов (заготовки окон, дверей, арок, каркас дома и т.д.), краски, кисти, клей, цветную бумагу и т.д. Ведущий: У нас все готово для вашего творчества. Приглашаем к рабочим местам. Выбирайте себе любой материал. Можно изготовить дом, похожий на ваш собственный (фотографии и рисунки ваших домов будут служить вам помощниками), а можно придумать новый сказочный дом. Главное, чтобы взрослые и дети работали вместе. Желаем успехов! Окончив работу, все дома расставляются на ковре, строится город (улица). Ведущий: Смотрите, какой у нас получился город (рассматриваются дома). Давайте мы все сфотографируемся на память в нашем красивом городе. Я думаю, звери будут очень рады жить в таком городе. Далее предлагается поиграть «в городе» совместно родителями (по желанию). Автор: Т.В. Тарасова
|