Цель: продолжать развивать умение детей составлять коллективный рассказ с опорой на схему.
Задачи:
Образовательные: • формировать умение использовать в речи названия видов транспорта; умение называть определенное средство передвижения (машина, грузовик, корабль, самолет), обогащать словарь глаголами (ехать, лететь), существительными (аэродром, транспорт); • формировать способность детей к диалогической речи; • учить согласовывать существительные с прилагательными; • формировать умения и навыки дружеского коммуникативного взаимодействия;
• закреплять знание диких и домашних животных, умение их классифицировать, комнатных растений, правил ухода за ними. Развивающие: • развивать умение подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы), развивать связную речь детей. • развивать артикуляционный аппарат, автоматизация звука «у» - имитация звука летящего самолета. • активизировать в речи слова приветствия, прощания, благодарности (здравствуйте, до свидания, спасибо); • развивать речь через художественное слово, ответы на вопросы; • развивать у детей самостоятельность, умение общаться, договариваться. Воспитательные: • воспитывать желание сделать что-либо приятное для других. • воспитывать у детей внимание, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь; • корректировать импульсивное, демонстративное, протестное, агрессивное, комфортное поведение детей.
Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование: небольшой красивый мешочек, конверт с письмом, запись музыки со звуками движения паровоза, с песней «Летят самолёты», пилотка лётчика, бескозырка моряка, руль, картинки с изображением паровоза, бабушки, самолёта, поезда, животных, клубка, тряпочки, комнатного растения, пирожков, одежда для бабушки, самовар, коромысло и вёдра, пирожки, цветы для полянки.
Ход занятия.
I. Орг. момент: стадия вызова. Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите что это? (достает волшебный мешочек). Дети: Чудесный мешочек. Воспитатель: давайте посмотрим, что там внутри? (Воспитатель предлагает одному ребенку достать) Ребенок достает письмо. Воспитатель: Ребята, что у нас тут в конверте? Дети: Письмо! Воспитатель: Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка и вот что она пишет: «Здравствуйте, ребята, я живу одна далеко от города. Приезжайте ко мне в гости». - Ребята, как вы думаете, почему нас бабушка зовёт в гости? - А вы все к своим бабушкам в гости ездите? На каком транспорте вы ездите к ним? (я к бабушке езжу...) II. Основная часть. - На чём ещё можно ездить в гости? Давайте поиграем в игру « На чём едем мы не скажем, а скорее вам покажем». - Для игры разделимся на команды: в зависимости от того в какое время года вы родились. - Сначала надо договориться в своей команде, какой транспорт вы будете показывать. На столе можно выбрать один предмет в помощь (пилотка, руль, паровоз, бескозырка). - Выберите удобное место, где будете показывать и скажите где остальным разместиться, чтобы посмотреть. (Одна команда показывает, а другие угадывают). - А теперь вопросы нашим командам: 1. Наша бабушка далеко живёт, на чём нам к ней быстрее добраться? (на самолёте). 2. Расскажите мне про самолёт (где он летает, какой вид транспорта) 3. А нам, на какой самолёт надо садиться? (пассажирский). Почему? 4. Мы с вами пассажиры и полетим .....(на пассажирском самолёте). Кто управляет самолётом? - Двигательное игровое упражнение «на самолете» - легкий бег, руки в стороны («летим на самолете»). «В самолет мы сядем сами Понесемся над лесами». Звукоподражание гулу летящего самолета - автоматизация звука «у». • Посадка самолета на аэродром. Что такое аэродром? - Идите сюда, смотрите какая полянка с цветочками. Сколько здесь цветов много. Возьмите за руки свою команду и давайте погуляем по ней. - Понюхаем аромат. Дыхательная гимнастика "Аромат цветов" - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем "А – ах!". - А теперь ещё надо на поезде ехать. Если мы пассажиры, на какой поезд сядем? - Я буду паровозиком, а вы маленькими вагончиками. Кто первый назовет слово, тот ведёт свою команду и становится за мной. Начинаем. • дельфин гладкий, а кошка - пушистая • скамейка низкая, а забор – высокий • дедушка пожилой, а мальчик - молодой • улитка медлительная, а гепард - быстрый • гусеница короткая, а змея – длинная (дети по очереди становятся в паровозик) Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился. Воспитатель: - Поехали. (Звучит музыка со звуками движения поезда) Всё приехали. Пойдёмте. Стучатся. - Что надо сказать? Здравствуйте. - Ой, бабушки что-то нет, наверное, во дворе. Вы проходите, а я посмотрю. (Воспитатель переодевается в бабушку). Заходит бабушка с коромыслом и вёдрами. 1) - Здравствуйте, молодцы что приехали, проходите, присаживайтесь. Сейчас самовар поставим. (Наливает воду в самовар) я вас пирожками угощу. Спасибо, что в гости ко мне приехали, а то я уже соскучилась. Да и помощь ваша требуется. Ворота у меня открыты были и звери из леса сюда прибежали, проводите их, пожалуйста, со двора. - Ой, подождите, нас много мы их так всех перепугаем. Как же быть? Кому же пойти их прогнать? (Размышления и предложения детей). Слушайте ребятки, ведь на улице весна... А..У кого день рождения весной? Идите ко мне. Вы будете диких зверей в лес прогонять, а домашних в сарай загонять. Но надо, чтобы один был главным и за всем присмотрел. Кто же это будет? А! Знаю: моё любимое животное белка, а у кого из вас в одежде есть такой же цвет, как шкурка белки? (Выбирают главного сами дети). (Во дворе расставлены игрушки диких и домашних животных). Дети разделяют их: кого в лес, кого в сарай. - Ребятки! (Обращается к остальным). А вы внимательно смотрите, вдруг какого зверя не туда отведут. Всех правильно разместили? - Вот спасибо. Молодцы! 2) - Детки мои, и клубочки смотать помогите, которые котенок разбросал. Кто же нам теперь поможет? (Дети предлагают). Клубочки мне нужны зимой. Пусть помогут ребятки, у которых день рождения зимой. А главным по клубочкам будет тот, у кого кофточка, связанная из шерсти. (Возможны другие варианты с одеждой). А вы посмотрите (обращается к остальным детям) как они работу выполнят. Как же они справились? (быстро, аккуратно)? Ух, как быстро вы справились. 3) - А с пылью так же быстро справитесь? Кто же пыль протрёт с полок, с подоконников? Вот скажите мне, когда люди дождика всё ждут и ждут, а он не идёт, пыльно на улице? (Летом). Догадались, кто мне поможет? - Чтобы с пылью разобраться главным будет тот, кто... А..! Вот, придумала: пылесос мой найдёт. А вы, ребятки, ко мне подойдите, я вам на ушко шепну, где он у меня лежит, и вы будете помогать искать: говорить, куда им идти влево, вправо, где смотреть вверху, внизу, около чего, а ещё говорите «горячо» или «холодно». - Отыскали. Молодцы. Теперь за пыль принимаемся. Главный смотрит, как правильно тряпочки складываем и чтобы везде пылюку убрать! - А мы ребята смотрим, как у них работа ладится, как команда работает: дружно или нет? - Вот спасибо, помогли. Дружно они работали? 4) - Ещё у меня есть одно заданьице. Поможете? Кто ж теперь поможет? (Ребята, у которых день рождения осенью). Цветочки мои любимые надо полить! А за поливкой следить, главным будет тот, у кого глазки зелёные как все растения мои комнатные. (Возможны варианты). Дети поливают растения. - Какие вы знаете комнатные растения? (Обращается к остальным). Как их надо правильно поливать? А ещё как ухаживать за ними? - Молодцы, спасибо, вижу, напились водицы цветы, оживились сразу. - Ой, ребята, а вам уже и на поезд пора, а пирожков не поели, ничего я вам с собой заверну. (Даёт корзинку с пирожками). Пойдёмте я вас на поезд провожу. До свиданья. III. Итог занятия. Воспитатель: - Меня-то подождите. Поехали: « Чух-чух». Звучит музыка. Скорей, на самолёт опоздаем. - Вот мы и вернулись. Садитесь за столики. Давайте с вами составим рассказ о том, где мы были. - Расскажите куда мы ездили в гости? На каком транспорте? А у бабушки что делали? И бабушка чем вас угостила? Дети рассказывают, а воспитатель расставляет картинки с изображением бабушки, самолёта, поезда, животных, клубка, тряпочки, комнатного растения, пирожков. - Вот у нас получилась схема к рассказу. Давайте команды по очереди будут, по каждой картинке говорить предложения (зима, весна, лето, осень). Что у нас получилось? (Рассказ по схеме). - Подумайте и скажите, а почему первыми начали рассказ те, кто родился зимой? (Размышления детей). - Вы сегодня молодцы. У меня хорошее настроение: посмотрите на моё лицо. А как у вас настроение? Покажите ваше настроение. (Мимикой ребята показывают). Я рада, что наше путешествие вам понравилось. - Вот у нас и чай поспел. Садитесь за столы удобно, чай с бабушкиными пирожками будем пить.
|