|
|
|
№
|
Игра
|
Дидактические задачи
|
СТАРШАЯ ГРУППА
|
Сентябрь
|
1
|
Диагностика
|
Выявить уровень знаний и умений дошкольников.
|
2
|
«Картинки – загадки»
|
Развивать внимание, речь, быстроту мышления, познавательную активность, умение описывать предметы. Воспитывать совместную игровую деятельность.
|
Октябрь
|
1
|
«Назови, одним словом»
|
Упражнять детей группировать предметы (картинки) по заданным или самостоятельно выделенным основаниям. Учить относить конкретные предметы (картинки) «части» к группе - «целому».
|
2
|
«Кому чего (что) недостаёт?»
|
Упражнять детей в освоении базового понятия «часть и целое», развивать наблюдательность, способность к самостоятельным рассуждениям.
|
3
|
«Сложи узор»
|
Учить детей пользоваться план-схемой при составлении рисунка из (четырёх) кубиков.
|
4
|
«Пройди через лабиринт»
|
Упражнять детей проводить через несложный лабиринт персонажа до домика (предмета). Развивать пространственную ориентировку. Формировать умение двигаться по лабиринту в направлении, указанном стрелкой.
|
Ноябрь
|
1
|
«Нелепицы»
|
Развивать устойчивость и концентрацию внимания у детей; способствовать развитию связной речи; пополнять словарный запас.
|
2
|
«Разрезные картинки»
|
Учить детей находить смысловые связи между предметами; прогнозировать следствия процессов; развивать связную речь.
|
3
|
«Что сначала, что потом?»
|
Развивать память детей; обогащать их знания о предметах; воспитывать такие качества личности, как находчивость и сообразительность.
|
4
|
«Найди лишнее слово»
|
Учить определять на слух лишнее слово и правильно его произносить. Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
|
Декабрь
|
1
|
«На что это похоже?»
|
Учить детей искать общее у разных предметов. Развивать умение сравнивать части и целое, находить признаки сходства и различия, отгадывать и называть составляющие предмета.
|
2
|
«Сложи узор из палочек»
|
Упражнять детей в использовании план-схемы при составлении рисунка из палочек. Развивать мышление, воображение.
|
3
|
«Кому что?»
|
Учить детей познавать мир, распределяя его реалии по сходству и отличию; анализировать свойства предметов и явлений.
|
4
|
«Подбери ответ»
|
Развивать у детей наблюдательность, умение замечать отличия, произошедшие с предметами; учить объяснять связно, что изменилось.
|
Январь
|
1
|
«Найди отличия» («Сравнение предметов»)
|
Учить сравнивать картинки, находить отличия в рисунках, сходства, развивать речевую активность.
|
2
|
«Отрицание «НЕ»
|
Развивать слуховое внимание детей, быстроту реакции на слово, чувство юмора; быстроту мышления.
|
3
|
«Расскажи по порядку»
|
Учить детей описывать картинки, сочинять истории по ним, угадывать картину по сюжету истории. Развивать навыки связной речи.
|
4
|
«Сложи узор»
(кубики Никитина)
|
Учить детей пользоваться план-схемой при составлении рисунка из (четырёх) кубиков.
|
Февраль
|
1
|
«Классификация»
|
Закрепить знания детей о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку. Уточнить представление о сравнении групп предметов с помощью составления пар.
|
2
|
«Найди ошибку»
|
Учить детей сравнивать предметы по одному и тому же признаку, обнаруживать логические ошибки, правильно строить речевые высказывания.
|
3
|
«Третий лишний»
|
Учить детей познавать мир, распределяя его реалии по сходству и отличию; учить анализировать свойства предметов и явлений. Развивать внимание, быструю реакцию, способность анализировать.
|
4
|
«Кому?»
|
Учить детей угадывать предметы по их назначению или внешним признакам; совершать самостоятельные действия. Способствовать развитию мышления и связной речи.
|
Март
|
1
|
«Кто знает, тот и продолжает»
|
Учить детей обобщениям понятий по признакам. Развивать речь детей и учить их находить сходства даже среди внешне разных предметов. Закреплять знания о предметах. Развивать речь. Воспитывать выдержку.
|
2
|
«Ассоциации»
|
Развивать у детей навыки абстрактного и ассоциативного мышления, учить их видеть образ в схематичном изображении. Развивать творческие способности и фантазию.
|
3
|
«Пентамино»
|
Упражнять в выкладывании из фигур узора без перекрытий и зазоров. Развивать наглядно-образное и пространственное мышление, внимание, зрительную память; умение синтезировать и анализировать.
|
4
|
«Найди пару»
|
Развитие внимания, быстрой реакции, способности анализировать.
|
Апрель
|
1
|
«Угадай, что это»
|
Учить детей распознавать предмет по его частям, свойствам и качествам. Развивать у детей логическое мышление и связную речь; грамматический строй языка. Воспитывать выдержку.
|
2
|
«Ограничение»
|
Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Активизировать словарь детей; воспитывать умение быстро думать.
|
3
|
«Систематизация»
|
Учить детей выявлять закономерность в создании определенной системы, а так же определять место предмета или явления в этой системе. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
|
4
|
«Чудо-крестики»
|
Учить детей «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей при составлении узора, следовать пошаговой инструкции. Развивать мышление, воображение, внимание, память, творческие способности, «сенсорику» (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера).
|
Май
|
1
|
Диагностика
|
Выявить уровень знаний и умений дошкольников.
|
2
|
Диагностика
|
Выявить уровень знаний и умений дошкольников.
|
|
|
|
|
|
|
№
|
Игра
|
Дидактические задачи
|
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
|
Сентябрь
|
1
|
Диагностика
|
Выявить уровень знания дошкольников.
|
2
|
«Угадай, что это?»
|
Учить детей распознавать предмет по его частям, свойствам и качествам. Развивать у детей логическое мышление и связную речь; грамматический строй языка. Воспитывать выдержку.
|
Октябрь
|
1
|
«Найди лишнюю фигуру»
|
Упражнять детей сравнивать предметы по одному и тому же признаку, обнаруживать логические ошибки, правильно строить речевые высказывания.
|
2
|
«Продолжи ряд»
|
Упражнять находить закономерность и продолжать ряд, соблюдая последовательность элементов. Способствовать развитию наглядно-образного мышления.
|
3
|
«Найди лишнее слово»
|
Упражнять детей группировать слова по заданным или самостоятельно выделенным основаниям. Выделять на слух лишнее конкретное слово из группы слов и правильно его произносить. Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
|
4
|
«Сложи узор»
|
Учить детей пользоваться план-схемой при составлении рисунка из (девяти) кубиков.
|
Ноябрь
|
1
|
«Пройди через лабиринт»
|
Упражнять детей проводить через несложный лабиринт персонажа до домика (предмета). Развивать пространственную ориентировку. Формировать умение двигаться по лабиринту в направлении, указанном стрелкой.
|
2
|
«Загадки-обманки»
|
Упражнять детей рассуждать, сравнивать, анализировать; развивать внимательность, воображение, познавательную активность.
|
3
|
«Дорисуй отличия и раскрась»
|
Развивать у детей навыки абстрактного и ассоциативного мышления, учить их видеть образ в схематичном изображении. Развивать творческие способности и фантазию.
|
4
|
«Чудо-крестики»
|
Учить детей «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей при составлении узора, следовать пошаговой инструкции. Развивать мышление, воображение, внимание, память, творческие способности, «сенсорику» (различать цвета радуги, геометрические фигуры, их размер).
|
Декабрь
|
1
|
«Умозаключения»
|
Развивать логическое мышление, делать умозаключение из одного или нескольких суждений по определенным правилам вывода.
|
2
|
«Рассуждения»
|
Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. Упражнять в размышлении, в котором одни мысли (выводы) с необходимостью вытекают из других мыслей (посылок).
|
3
|
«Каляки»
|
Формировать и развивать у детей навыки абстрактного мышления. Развивать творческие способности и фантазию детей.
|
4
|
«Пентамино»
|
Упражнять в выкладывании из фигур узора без перекрытий и зазоров. Развивать наглядно-образное и пространственное мышление, внимание, зрительную память; умение синтезировать и анализировать.
|
Январь
|
1
|
«Найди пару»
|
Упражнять сравнивать предметы, находить в них общее. Развивать у детей внимательность, усидчивость, быструю реакцию, способность анализировать.
|
2
|
«Волшебный квадрат» (Воскобовича)
|
Учить детей в использовании план-схемы при составлении фигуры, следовать пошаговой инструкции. Развивать мышление, воображение.
|
Февраль
|
1
|
«Составь слова»
|
Учить составлять слова из предложенного набора букв. Развивать мышление, внимание, память.
|
2
|
«Сравни предметы»»
|
Учить детей познавать мир, распределяя его реалии по сходству и отличию; учить анализировать свойства предметов и явлений. Развивать внимание, быструю реакцию, способность анализировать.
|
3
|
«Графический диктант»
|
Развивать пространственное мышление, учить детей ловкости при обращении с карандашом. Расширять кругозор детей и повышать эрудицию.
|
4
|
«Улитка»
|
Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.
|
Март
|
1
|
«Систематизация, сериация»
|
Упражнять детей выявлять закономерность в создании определенной системы, а так же определять место предмета или явления в этой системе; самостоятельно систематизировать предметы и явления. Учить мысленно, устанавливать связь между предметами и располагать их в определенной последовательности.
|
2
|
«Нелепицы»
|
Развивать устойчивость и концентрацию внимания у детей. Способствовать развитию связной речи, пополнению словарного запаса.
|
3
|
«Умозаключения»
|
Учить делать умозаключение из одного или нескольких суждений по определенным правилам вывода. Развивать логическое мышление.
|
4
|
«Перемещения» (принцип «пятнашек»)
|
Упражнять в классификации фигур по цвету и форме. Развивать пространственное, логическое мышление; восприятие, внимание.
|
Апрель
|
1
|
«Логические задачи»
|
Упражнять детей рассуждать, сравнивать, анализировать. Развивать внимательность, воображение, познавательную активность, навыки аналитического и логического мышления, навыки устного счёта.
|
2
|
«Ограничение»
|
Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Активизировать словарь детей. Воспитывать умение быстро думать.
|
3
|
«Кому?»
|
Учить детей угадывать предметы по их назначению или внешним признакам; совершать самостоятельные действия. Способствовать развитию мышления и связной речи.
|
4
|
«Сложи узор»
(кубики Никитина)
|
Упражнять детей в использовании план-схемы при составлении рисунка из (девяти) кубиков.
|
Май
|
1
|
«Обобщение»
|
Упражнять детей обобщать предметы, мысленно объединяя их в одну группу, исходя из существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.
|
2
|
«Классификация»
|
Закрепить знания детей о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку. Уточнить представление о сравнении групп предметов с помощью составления пар.
|
3
|
Диагностика
|
Выявить уровень знаний и умений дошкольников.
|