Цель: развитие умений учащихся вести рассуждения; формирование умений аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу. Ход классного часа. 1. Вступительная часть. - Добрый день. Сегодня у нас много гостей. Давайте их поприветствуем, улыбнёмся им. Теперь улыбнитесь друг другу. -Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот на какую именно - вы ответите сами, прослушав песенку ( песня о дружбе) -Итак, кто назовет тему нашего занятия?
2. Активизация внимания. ( положить в ладошку по горошине) - Внимательно рассмотрите горошину и скажите, на что она похожа? - Спасибо. А мне кажется, что горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. -Поразмышляйте, что можно увидеть на этой маленькой «копии» планеты Земля? - на нашей планете около 5 миллиардов жителей .как много людей на земле! Но каждый человек - это целый мир. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей, каждый человек интересен по-своему. В каждом есть что - то хорошее, нужно только научиться видеть хорошее в себе и в окружающих людях. Но мы с вами не просто будем говорить о доброте, а совершим путешествие по дороге | добра. I (Учитель открывает рисунок на доске.) - Что вы здесь видите? (Пустыню.) - Попробуем эту безжизненную знойную пустыню превратить в прекрасный, цветущий и | благоухающий сад. Итак, отправимся в путь! Хоть я и сказала «отправимся», но на самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто | ответит, когда мы начали это путешествие? (Когда родились.) -Верно. Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители по имени, когда вы |были маленькими. (Юленька, Мишенька,...) А что вы при этом чувствовали? Подумайте, а если бы вас точно так же называли и другие люди, приятно бы вам было? (а.) Значит, прежде чем обратиться к человеку, мы должны подумать, как лучше это сделать. А |лучше - это обратиться по ... (Имени.)
- Закройте глаза и вспомните, как вы обращаетесь к людям. Откройте глаза. Если вы |обращаетесь к другим по имени, то найдите у себя в наборе семечко и прикрепите его к рисунку, т.е. посадите его в землю. Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать? Почему? (Не будет, так как в пустыне 1ет воды.) Значит, нам необходимо отыскать родник, из которого мы бы могли брать воду и юливать наши семечки Вода источник жизни, поэтому сейчас, чтобы воду впитала земля, мы рассмотрим сизненные ситуации А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишете на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждой группе выдается по 3 лепестка, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Все вместе, используя «ромашку», еще раз отвечают на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?». - У нас получился красивый цветущий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Вот так сегодня мы с вами еще раз убедились в том, что человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен даже знойную и безжизненную пустыню превратить в чудесный сад. « Жизнь наша, сама природа, непроста: С жестокостью соседствует и доброта, Сраженье мудрость с глупостью идёт. А справедливости стрела С пороком счёты так и не свела, За трудолюбием, как тень, Из века в век плетётся лень" -На какие две группы вы разделили качества людей? -Прочитайте положительные качества человека, запомним их, и будем следовать им. -А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым? Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы [относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. |Давайте умножим достоинства и вычтем недостатки. И получим формул; дружбы: - Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. ( Твое имя + друга )+ положительное - отрицательное = ДРУЖБА Сберечь Землю может только образованный, добрый, внимательный человек. -Это всё наш мир. В это понятие входит каждый из нас, окружающая природа. -Посмотрите на горошину. Сумели ли вы её сохранить? - Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно бы внимательным и бережливым. Комментирование ситуаций. Учитель. А теперь я предлагаю вам поработать консультантами. Каждая группа получает конверт. В нем вы найдете описание той или иной ситуации. Задача вашей группы -прокомментировать ее. Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдет бесследно. Составление пословиц о дружбе. Учащиеся трех групп получают конверт с пословицами о дружбе. Надо собрать пословицу из отдельных слов (на листочках) и прикрепить на доске. 1-я группа. «Друг за друга стой - выиграешь бой». 2-я группа. «С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде». 3-я группа. «Без друга на душе вьюга». Обсуждение понятия «дружба». Учитель. Молодцы, пословицы у вас получились. Общая тема пословиц - дружба. На доске записаны вопросы, каждой группе предлагается высказать свое мнение. Вопросы для обсуждения: - «Друг», «приятель», «товарищ» - одно ли значение у этих слов? Далее идут высказывания учащихся по этим вопросам. Обобщение. Учитель. Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ 1 .Помогай другу в беде. 2.Умей с другом разделить радость. З.Не смейся над недостатками друга. 4.Останови друга, если он делает что-то плохое. 5.Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику. 6.Не обманывай друга. 7.Умей признать свои ошибки, помириться с другом. 8.Не предавай своего друга. 8.Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе. Используя правила мы растём , растёт и семя. -Итак, мы сейчас еще раз убедились в том, что хорошее не забывается и всегда возвращается обром. Я считаю, что после этой игры каждый из вас достоин, выйти к доске и «посадить» вое дерево. Нужно жить в мире с самим собой, с другими людьми. Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя. Игра « Давайте говорить друг другу комплименты» зажжем огонь свечи, возьмём её в руки, огонь жизни - это символ вечности, каждый из вас скажет друг другу вежливые слова, которые надо употреблять в нашей жизни по отношению к близким, друзьям, знакомым и даже может тем, кто вам не очень нравится, старайтесь не повторять сказанное другими)( Дети передают свечу и говорят вежливые слова) как вы думаете, где находится царство вежливости и доброты у каждого человека? Хотите дорогами ясными, Летайте высокими трассами. Орбитой любви привета Пусть мчится вся наша планета Стремитесь открыть хоть однажды Звезду человечности в каждом. Учитель раздаёт шарики и предлагает их надуть. Вот так и в жизни кому то легко и быстро найти , друга другим наоборот, но самое важное сохранить эту дружбу я дарю вам эти шарики в виде частички своей души. Резерв. Стихотворение Агнии Барто "Требуется друг". Все живут, не тужат, А со мной не дружат! Бант у Кати расписной, Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: - Дружи со мной... Мы же одногодки, Как сестрички мы почти, Мы как две голубки Из одной скорлупки. Я шепчу: - Но ты учти: Ты во всем должна идти Другу на уступки. Предлагаю Ильиной: - Ты дружи со мной одной! Есть разряд у Ильиной, И спортивный свитер, И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной -Стану знаменита! Все пятерки до одной У Светловой Нади. Я прошу: - Ты со мной Подружись хоть на день! Мы с тобой поладим: Будешь ты меня спасать - Дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы! Говорят: - Молчала бы! Не вставать же на колени, Уговаривать подруг... Напишу я объявленье: Срочно требуется друг! Идет обсуждение в классе: Встречались ли вы с такими "друзьями" в жизни? Почему у девочки возникли проблемы с друзьями?
|